Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме “Осень. Деревья осенью”

Автор: Маршалова Татьяна Ивановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №17 “Теремок ” комбинированного вида р. п. Любытино Новгородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7 лет) по теме “Осень. Деревья осенью “. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных

форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий (логоритмики, психогимнастики, ароматерапии), направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме “Осень. Деревья осенью “

Интеграция образовательных областей : “Коммуникация “, “Художественное творчество “, “Здоровье “, “Познание “.

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме “Осень. Деревья осенью “. Формировать навык словообразования прилагательных

от существительных; сложных слов путем слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия “звук “, “буква “, закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию “Ш ” в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие “слово “, “предложение “, упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина “Что перепутал Художник “; ванночки с растворенной гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью (настоем ромашки), полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья желтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? ( Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? ( Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, ее красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра “Какой лист? ” Лист клена (какой лист?) – кленовый;

Рябины – рябиновый; ольхи – ольховый; осины – осиновый;

Березы – березовый; дуба – дубовый; липы – липовый.

Желтый цвет – это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд “Золотая осень “.

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А еще, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра “Что не бывает? И почему? ” (Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить ее к бумаге.

Ладошка оставит след – листик. Если хотим получить листик березы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клена – разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны!

Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

(Ивенсен М.)

Какие у вас по цвету, листья получились? (Желтые, красные, коричневые, могут быть зеленые)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово “листопад ” и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нем? (Лист, падать)

Игра “Почини слово “. В этом вам помогут мои картинки – подсказки.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т. д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра “Подбери действие “.

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

(Плакида)

Дети стоят и машут руками. ( Ритм бубна умеренный)

Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)

Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)

Приседают.

Какой звук листья издают под ногами? ( “Ш-ш-шшш “)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции “Ш “.

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Удивились,

Рассердились

И улыбнулись.

Игра “Запомни и повтори цепочки слогов ” (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

Ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком “Ш “. В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А. Суслов)

Затем построчное отраженное произношение стихотворения.

Игра “Телеграф ” Деление слов: “шепот “, “шорох “, “тишина ” на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра “Где звук? ” Работа на определение места звука “Ш ” в этих словах. (Детям с низким уровнем развития – по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

А теперь давайте поиграем в игру “Живые слова “.

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.(Логопед говорит на ушко трем детям по одному слову: “солнышко “, “ласкает “, “нас “)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый свое слово.(Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети “читают ” предложение)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра “Узнай по контуру ” Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. ( на букву А, У) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Игра “Подскажи словечко ” Подбор слов на “А “, “У “.

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей. О чем говорили? Чем занимались? Что нового узнали?

Что понравилось?

Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как ее делали.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме “Осень. Деревья осенью”