Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко



Жанр послания был одним из любимых в творчестве Шевченко. “Дружеское послание” землякам было написано в июне 1845 года. Путешествия Кобзаря по Украине в течение трех лет дали ему возможность познакомиться с украинскими интеллигентами, патриотами, прогрессивно настроенными людьми дворянского происхождения. Преимущественно это были потомки казацкой старшины, люди, от природы наделенные незаурядным умом, стремлением к знаниям, высшему образованию, утонченные аристократы духа, которым, к сожалению, часто совсем не мешало вместе с тем владеть

крепостными душами и не считать простой народ за ближнего своего, которого так приказывал любить еще Христос в Нагорной проповеди.

Раздумья над неадекватным поведением тех украинцев, которые должны бы были быть настоящими сыновьями своей земли, и породили дидактическое, а вместе с тем и гневное послание “И мертвым, и живым…”.

Главная проблема послания – это проблема взаимоотношений дворянской интеллигенции с народом, обязанности интеллигенции перед народом, что в тогдашних исторических условиях было неразрывно связано с вопросом борьбы против социального и национального угнетения на Украине. Полемическое

острие послания направлено на изобличение целиком конкретных групп и течений в среде тогдашней дворянской интеллигенции. С одной стороны, это национальные романтики, в частности, потомки казацкой старшины, которые вздыхали за историческим прошлым, с другой стороны – либеральная интеллигенция новейшей формации, которая должна была повести украинскую общественность “по веку”, а она впадала то в космополитизм, то в славянофильство. Все они объединены в сознании поэта тем, что находятся в полнейшем разрыве с “меньшим братом” – народом, хотя и стараются говорить от его имени.

Они не знают настоящих интересов и стремлений народа, живут ошибочными, устаревшими или бездумно заимствованными представлениями, оторванными от нужд и задач, которые возникали на историческом грунте тогдашней украинской действительности. Шевченко обращается то к одной, то к другой из этих групп, то ко всем вместе и, свободно переходя от одних вопросов к другим, высказывает свои мысли и взгляды в острых идейных столкновениях, в пылкой полемике с ними. Поучительным же выводам, которые вытекали из полемики, важнейшие ее “уроки” поэт представляет как важное народное, придает им национальное значение, адресует их широчайшей общественной массе.

Из всего разнообразия общественно-политических и идеологических вопросов, затронутых в послании, основной и ведущей проблемой, которая связывает и объединяет все другие, является проблема взаимоотношений интеллигенции и народа. Шевченко прямо и резко заявляет о кричащем отрыве тогдашней украинской интеллигенции от народа. Этот отрыв угрожает ей неминуемой и позорной гибелью, морально-политическим крахом.

Только в народе источник жизненной силы общества, нации. Поэт обвиняет тогдашнюю украинскую интеллигенцию в недостатке ясного политического сознания, казнит ее за пустопорожнее политическое фразерство, расхождение между словом и делом. Ее громкие заявления о стремлении к “воле” и “братству”, бездумное преклонение перед иностранной культурой выдают отсутствие реальной программы. С большой сатирической страстью и презрением говорит поэт, что при отсутствии собственного взгляда на положение народа и непонимание реальных путей развития украинского общества рабское преклонение перед иностранными авторитетами ведет лишь к бессильному, сугубо внешнему заимствованию шумливых и обманных заявлений, к пустому жонглированию “свободолюбивыми” лозунгами:

…претесь на чужбину Искать доброго добра, Добра святого. Воли! Воли!

Братства братского! Нашли, Несли, несли с чужого поля И в Украину принесли Больших слов большую силу, Да и более ничего…

Ползание перед иностранщиной возникает в послании Шевченко как бегство господ-либералов от жгучих нужд жизни, от украинской действительности. Шевченко казнит и схоластическое их философствование, в котором, по выражению Франко, “расплывались конкретные нужды, интересы и приметы родного народа”. Он открывает их заносчивость, чванство, комическое самовозвеличивание и щеголянье с иностранной культурой, хотя через свою фатальную несамостоятельность, недостатком собственного мышления они обнаруживают неспособность пользоваться достижениями науки “так, как надо”. “Если бы вы учили так, как надо, – обратится к ним поэт, – То и мудрость бы была своя”. Своим антагонистам Шевченко противопоставляет единственный продуктивный и конструктивный принцип культурного единения с другими народами:

Учитесь, читайте, И чужому учите, И своего не сторонитесь.

Выдвигая этот лозунг, поэт выступает с позиций потребности служения демократической интеллигенции народу, делу развития национальной культуры в ее органическому языку с демократической культурой других народов. Дискредитируя “западничество” украинских господ-либералов, Шевченко вместе с тем бросает слова резкого осуждения и в адрес доморощенных украинских славянофилов.

…И все языки, Славянского люда Все знаете. А своего нет. Когда-то будем и по-своему глаголить, Как немец покажет…

Поэт ставит под сомнение симпатии господ-славянофилов к славянским народам, так как тот, кто “не замечает” языка своего народа (тоже славянского) из-за того, что он “мужицкий”, не может быть искренним сторонником идей дружбы и единения славянских народов и их культур – такова мысль поэта. Исключительно важное место занимает в послании “И мертвым, и живым…” полемика с консервативными национальными романтиками, которых поэт ругает за идеализацию прошлого Украины. Здесь также отразились взгляды поэта на историю Украины, подделывая которую, лжеисторики на первый план выдвигали своих “Брутов и Коклесов”, твердили, что история Украины – это “поэма вольного народа”.

Разоблачая такое понимание истории Украины, Шевченко с помощью эпитета “обкраденные казацкие трупы” осуждает тех, кто присвоил себе героическую славу казацких низов. Значит, что историю Украины необходимо пересмотреть, сызнова ее прочитать, не упуская ни одной детали и лишь тогда можно дать ответ на вопрос: “Что мы?.. Чьи сыновья? Каких родителей?

Кем? За что закованные?”.

Пять коротких вопросов поставил Шевченко в произведении, но каждый из них достойный поэмы, так как пробуждал усыпленное царскими колонизаторами социальное и национальное достоинство украинского народа, призывал не быть “рабами”, “грязью”, “мусором” русских царей, польских королей, еще ли кого-то, как это произошло с частью казацких атаманов и гетьманов. Вопросы: “Кем? За что закованные?” – направляли читателя к важнейшему: кто нас поработил, кто наш враг?

И если мы в самом деле гордимся легендарной славой запорожских рыцарей, то учимся у них свободолюбию и отваге, чтобы покончить с социальным и национальный бесправием. Должно быть не безразлично украинцам,

…чьей кровью Та земля напоена, Что картофель родит…

А равнодушных немало среди просвещенного панства, которое беспокоится не о судьбе народа, а о своих имениях. Крылатое выражение “И чужому учите, и своего не сторонитесь” свидетельствует о том, что Шевченко не был национально ограниченным, что он выступал против иностранного только реакционного, а прогрессивное из культуры других народов советовал перенимать, не забывая родную, как первооснову. “Так как кто мать забывает, того Бог наказывает, того дети сторонятся”, то есть кто отмежевывается от родного языка и культуры, тот оборотень, так как язык, искусство, культура – наиболее дорогие сокровища народа, которые необходимо оберегать, ласкать, приумножать. Шевченко искренне верил, что и среди дворянской интеллигенции есть люди, готовые служить народу, только необходимо пробудить их сознание. К таким интеллигентам и обращается поэт:

Обнимите же, братья мои, Наименьшего брата, – Пусть мать улыбнется, Заплаканная мать.

И если интеллигенция пойдет навстречу интересам народа, то “заплаканная мать” – Украина “улыбнется”, так как наступит социальная и национальная воля.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко