Конфликт между Вольтовым и Подхалюзиным

В художественном оформлении комедии Островский также проявил большой творческий такт. Внешний конфликт сюжета – подготовка и осуществление ложного банкротства – проходит через все четыре акта комедии, но обрывается на кульминационном моменте. В конце пьесы Большов возвращается в “яму”, кредиторы не согласны на уступки.

Лазарь не дает больше денег, и развязка внешнего конфликта так и остается Неизвестной. Но драматург и не считает это важным. Внутренний конфликт – намерение обмануть чужих, опираясь на мнимое доверие к своим,

– вполне закончен.

Характеры героев достаточно выявились, нравственное поражение Вольтова вполне ясно. Тот или иной конец имущественного банкротства уже ничего не может изменить.

И в этом отсутствии внешней развязки пьесы заключен глубокий жанровый смысл. Конфликт между Вольтовым и Подхалюзиным – это столкновение людей одного социального характера, занимающих по существу одну и ту же позицию. Как ни тяжело Вольтову сидеть в “яме”, он выйдет из нее с помощью Лазаря и будет не только помогать ему наживать деньги, но будет одобрять его за то, что тот немного уступил кредиторам.

В этом

– глубокий смысл фразы Подхалюзина, ставшей заглавием пьесы: “Свои люди – сочтемся”.

Иначе говоря, конфликт, положенный в основу пьесы, – действительно, комедийный конфликт. Он не осуществляет развитие характера главного героя или героев в их борьбе с обществом, как это бывает в трагедии, в драме. Он вскрывает состояние той социальной среды, в которой происходит. Опираясь на свою мнимую взаимную любовь и доверие, купец и его главный приказчик решились обмануть других й интересах общего “дела”, и при этом один из них, конечно, надул другого в этих же интересах.

История характерная, смешная и поучительная!

Показывая эту историю на сцене, автор, однако, не поучает. Он осуждает и смеется. Его прежде всего интересует комическая характерность этой истории и бытовой купеческой жизни вообще.

И это находит выражение в композиции сюжета и образов пьесы.

Сценическое действие комедии целеустремленно развивает ее конфликт. Но при этом оно само развертывается очень неторопливо. Автор не спешит и вырисовывает характеры героев не только по ходу конфликта и в непосредственной связи с ним, но и независимо от него.

В каждый из четырех актов пьесы он включает такие явления, которые вносят новые штрихи в характеры действующих лиц, не двигая, однако, действия вперед. И таких явлений очень много, более половины их общего числа.

Но не только I акт заключает сцены, организованные по принципу экспозиции. Во II акте наряду с экспозиционным монологом Тишки такой же характер имеет и его сцена с Подхалюзин (2-е явл.), и сцена свахи с ключницей (6-е явл.), и колоритная бытовая сцена прихода будто бы пьяного Большова (8-еи 9-е явл.). II III акт, в котором происходят решающие события, и обе сюжетные линии – сватовства и банкротства – объединяются, тем не менее богат подобными сценами.

Это и краткое раздумье Большова (1-е явл.), и большая семейная сцена с разодетой Липочкой (2-е явл.), и продолжение этой сцены после прихода свахи. И даже последний акт, содержащий кульминацию банкротства, начинается сценой экспозиционного типа, рисующей благополучие Подхалюзиных в их новом доме.

Именно в таких экспозиционного типа сцепах Островский особенно эффектно пользуется для характеристики героев их колоритными позами и жестами, а также обыгрывает предметы их домашнего обихода. Так, Липочка, “дурно вальсирует”, а мать “преследует ее” по комнате; так, сваха по приходе “целуется” с хозяевами, а затем “пьет” “бальсанец”, забранный “ведрами” из “винной конторы”; Рисположенский многократно прикладывается к “рюмочке”; Тишка “делает гримасу” в зеркало, а Лазарь “крадется и хватает его за ворот”; Аграфена Коидратьевна прячется па лестнице от пьяного мужа, а Фоминишна запирает от него двери; сваха “прижимает в угол” стряпчего и “хватает его за шиворот”; Липочка “сидит у окна в роскошном положении”, а Тишка “обдергивает и охорашивает” модный сюртук на Подхалюзине и т. п. Сами авторские ремарки требуют от актеров и режиссера внимания к бытовым подробностям изображаемой жизни и комической трактовки поз, жестов и движения героев по сцене.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конфликт между Вольтовым и Подхалюзиным