Конфликт и структура композиции комедии “Горе от ума”
Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова. “Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим,
Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..”
Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В. К. Кюхельбекером.
Это очень просто, нов сей-то именно простоте – новость, смелость, величие того поэтического воображения, которого не поняли ни противники Грибоедова”.
Драматург решительно восстал против “искусства угождать теоретикам, то есть делать глупости”. Тот, говорил он, в ком “более способности удовлетворять школьным требованиям, условиям, привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы,- тот, если художник, разбей свою палитру и кисть, резец или перо свое брось за окошко…”. Опровергая замечания Катенина по поводу того, что в “Горе от ума” “сцены произвольны”, Грибоедов указал, что сюжет комедии был подсказан ему самой жизнью.
Вместе с тем “Горе от ума” никак не относится к числу тех пьес, ход действия и развязка которых могут быть заранее предугаданы. Сам Грибоедов с пренебрежением относился к такой драматургии. “Я, когда по первой сцене угадываю десятую: раззеваюсь и вон бегу из театра”,- писал он. Вплоть до заключительной фразы Фамусова “Горе от ума” воспринимается со все возрастающим вниманием и напряжением.
В этюде “Мильон терзаний” Гончаров конкретно определил значение психологической любовной интриги для развития действия комедии: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел”. Обстоятельно мотивирует Грибоедов все перипетии драмы Чацкого и нарастание раздражения против него Софьи.
Психологическая мотивировка поведения персонажей играет важную роль, в комедии. Еще Пушкин отметил психологическую правдивость сомнений Чацкого. “…Недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину,- писал он,- прелестна! – и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел – его воля”.
Замечание Пушкина не совсем точно, фактически, как это показал впоследствии Гончаров, любовная линия сюжета и так играет громадную роль в фабуле комедии. А главное, Пушкин исходил из опыта светской комедии 10-х гг., любовная интрига в которой нередко носила искусственный характер, а Пушкину и здесь хотелось “натуральности”, художественной правды, которую он находит в любовной фабуле “Горя от ума”. Недаром Пушкин сам задумывался создать светскую комедию, отрывок которой также отличается натуральностью.
Справедливо замечено, что грибоедовские принципы характеристики фамусовского общества развиты в главах “Евгения Онегина”. Однако “еще в конце XIX века можно было столкнуться с утверждениями, что в пьесе нет интригующего движения от завязки, пружинисто ведущей к развязке”, что “.если речь идет о событиях, которые определяют занимательность пьесы,- то событий таких в пьесе нет”. Но разве нет завязки в появлений влюбленного Чацкого в момент, когда от Софьи только что вышел Молчалин и читатель начинает с волнением и нетерпением следить за тем, как пойдет дальше и чем кончится это неожиданное совпадение и острая коллизия. “Впрочем, время от времени, в отдельных сценах возникает иллюзия напряжения, например, в сцене падения Молчалина”.
Почему же иллюзия? Это одно из звеньев целой цепи напряженных эпизодов, которые необходимо ведут и к напряженной развязке после кульминации пьесы в сцене столкновения Чацкого со всем обществом и распространения сплетни о его сумасшествии. Чем же все это кончится – ждет читатель.
Вместе с тем цель комедии Грибоедова заключалась не только в изображении личной драмы Чацкого. Конечно, отношения Чацкого и Софьи являют собою важную пружину в развитии действия “Горя от ума”, но не единственную. Другой пружиной, как это раскрыто советским литературоведением, является общественная борьба между Чацким и фамусовским обществом.
Поэтому то, что с точки зрения чисто любовной интриги могло показаться лишним, у Грибоедова являлось необходимостью, например интермедия с Репетиловым.
В отличие от французской классицистической комедии, направленной на обличение отдельного какого-нибудь порока, воплощенного в одном персонаже, Грибоедов в своей комедии обличает целый общественный лагерь. На это указал еще Гоголь, заметивший о Грибоедове и Фонвизине: “Наши комики двинулись общественною причиною, а не собственною, восстали не против одного лица, но против множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги” .
Сатирическое изображение целого общества повлекло за собою обилие действующих лиц в “Горе от ума”, что дало возможность всесторонне охарактеризовать мир Фамусовых, создать широкий и целостный образ крепостнического лагеря. В “Горе от ума” – это характерно для реализма – охвачена жизнь определенной среды во всем ее многообразии и снизу доверху. Ни в какой другой пьесе – ни до “Горя от ума”, ни после нее – нет такого количества персонажей, как действующих на сцене, так возникающих из их реплик в воображении читателя и также представляющих собой определенные явления жизни.
Указывая на своеобразие построения “Горя от ума”, П. А. Вяземский писал: “Самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства” . Это также явилось завоеванием реализма. Необычна и концовка комедии, совмещающая в себе разрыв Чацкого с Софьей и вместе с тем разрыв Чацкого с фамусовским обществом, вызов ему.