Композиция “Слова о полку Игореве” Часть первая: поход Игорева войска
– Вы прочитали дома первую часть “Слова о полку Игореве”. Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части?
После беседы обратимся к композиции произведения. Исследователи установили, что композиция “Слова о полку Игореве” в высшей степени продуманная и стройная, что говорит о высокой литературной культуре автора литературного памятника Древней Руси. Композицию “Слова о полку Игореве” составляют зачин, основная часть и концовка.
Внутри основной, в свою очередь, выделяют три части:
Повествование
Центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, “золотое слово” Святослава, сливающееся с авторскими обращениями к князьям);
Заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).
Важную композиционную роль играют повторы: они помогают объединить относительно самостоятельные эпизоды в одно целое.
Отметим в тексте произведения границы частей.
Комментированное чтение первой
Читая перевод “Слова о полку Игореве” на современный русский язык, комментируем исторические факты, обращение к Бояну как к представителю дружинной поэзии времен единства Руси. Автор использует образ Бояна не для того, чтобы подчеркнуть свою общность с ним, а для того, чтобы противопоставить свои задачи задачам Бояна: тот воспевал славу, звенящую в Киеве, автор “Слова…” создает свое произведение тогда, когда слава в Киеве уже не звенит, и его цель иная: не прославить князей, а при-
Звать их к единству, показать им страшную опасность, нависшую над Русской землей.
В характеристике курян отметим фразу: “…ища себе чести, а князю славы”. Она будет несколько раз повторяться в произведении.
Игорь продолжил поход, несмотря на затмение – плохое предзнаменование. Как вы думаете, почему?
Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?
Отметим, что описание начала похода отделяется от описания первой битвы восклицанием: “О Русская земля! Уже за холмом ты!”
Замечаем повтор: “Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы”.
Все стихии участвуют в судьбе Игорева войска, предрекая страшную битву. Можно прочитать описание тревожных предощущений автора на древнерусском языке – этот отрывок звучит очень поэтично: “Другого дня велми рано… у Дону великаго!”
Описание грозных знамений завершается тревожным повтором: “О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!”
Описание битвы (отметим повтор) сменяется обращением к Всеволоду. Затем автор прерывает повествование, чтобы вспомнить князя, который принес множество бед Русской земле, – Олега Гориславича (см. материал первого урока).
Читаем описание нынешней, неслыханной рати, данное в традициях древнерусской воинской повести. В духе фольклорной традиции автор сравнивает битву с пахотой и пиром.
Появляется новый мотив – мотив печали, закрепленный фразой-повтором (рефреном): “Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось”.
Последний фрагмент первой части посвящен последствиям похода Игоря для Русской земли. Автор искренне горюет о пленении русских князей, дает характеристику тяжелым последствиям их необдуманного похода: Игорь и Всеволод “непокорством зло пробудили”.
В реальности события развивались так: после небывалого на Руси известия о пленении четырех русских князей половцами киевский князь Святослав послал гонцов к своим сыновьям и ко всем другим князьям с призывом собраться в Киеве и выступить на половцев. В это время половцы уже напали на земли плененного Игоря. В Переяс-лавле их встретил Владимир Глебович, отец жены плененного Всеволода (“милой жены, прекрасной Глебовны”).
Святослав встал с войском у Киева – охранять броды через Днепр и поджидать князей с дружинами. Но князья не спешили на помощь Киеву. Ярослав Черниговский собрал войска, но не спешил соединиться со Святославом. Давыд
Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, встал в тылу у Святослава и отказался двигаться дальше.
Войска Святослава и Рюрика, его соправителя, напрасно ждали помощи. В это время половцы напали на город Римов на реке Суде, “ополонишася полона, и пой-доша восвояси”. Русские князья, не преследуя половцев, разоривших Римов, “возворотишася в домы своя”. Такого позора Русская земля еще не знала. (Подробно об этих событиях можно прочитать в “Повести о походе Игоря Святославича на половцев” из Киевской летописи.)
Автор осуждает политику русских князей, заботящихся только о собственном благе: “Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую”.
Появляется новый мотив – мотив печали о погибших воинах, которых уже ничем не воскресить: “И Игоре-ва храброго полка не воскресить!” Эта фраза станет еще одним рефреном, объединяющим две части.
Завершая работу над первой частью, сделаем вывод, что она наиболее близка к жанру воинских повестей.
Предложим ученикам выбрать отрывок, который им кажется наиболее красивым, прочитаем его на древнерусском языке и вместе подготовим выразительное чтение этого отрывка.
– Отрывок для выразительного чтения: От слов: “Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень…” – до слов: “…рци, лебеди роспущени”.
В этом отрывке важно обращение автора к землям, которые находились на окраинах или за границами Русской земли: этим как бы очерчивается ойкумена Киевской Руси. Див кличет так, чтобы прислушалась чужая земля: и Волга, и Поморие, и Посулие, и Сурож (ныне Судак в Крыму), и Корсунь (Херсонес), и Тмутороканский идол (город Тмутаракань на Таманском полуострове).
Телеги, скрипящие в полуночи, словно лебеди встревоженные, в “Задонщине” превратятся в лебедей, плещущих крыльями; в “Сказании о Мамаевом побоище” Дмитрий Во-лынец будет слушать в ночи, как “гуси и лебеди крыльями плещут, небывалую грозу предвещая”.
В цикле А. Блока “На поле Куликовом” “лебеди роспу-щени” превратятся в символ тревоги:
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…
Работа с иллюстрациями
Ученики рассматривают репродукции картин В. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” и Н. Рериха “Поход князя Игоря”.
Какое впечатление оставляют эти картины? Как авторам удается передать трагизм ситуации?
Какие моменты похода Игоря изображены на этих картинах?
Картина Рериха – выступление воинов в поход, затмение солнца, предвещающее беды Русской земле. Картина Васнецова – воины, погибшие на поле боя, и два орла, сражающиеся между собой.
– Как вы думаете, почему художники выбрали именно
Эти эпизоды “Слова о полку Игореве”?
Домашнее задание
Прочитать вторую часть “Слова…” (до плача Ярославны). Отметить во второй части строки-рефрены.
Прочитать третью часть и “славу”, выделить внутри нее три части, озаглавить каждый пункт.
Подготовить выразительное чтение на древнерусском языке отрывка из первой части.
Индивидуальное задание
Подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается автор “Слова…”.