Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков)
Повесть состоит из четырех рассказов:
1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Федора;
2) о битве рязанцев с Батыем;
3) о Евпатий Коловрате;
4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли.
События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь одной вставкой – рассказом о Евпатий Коловрате. Важно отметить, что производящий тяжелое впечатление рассказ об опустошении Рязанской земли оканчивается светлой
События излагаются в повести кратко, но очень выразительно.
Так, например, когда рязанцы услышали о гибели посольства князя Федора, то, говорит автор, “плакал весь город много часов”. II это краткое замечание автора действует на читателя сильнее, чем длинное, подробное описание, В “Повести” много задушевности: при передаче обращения КНЯЗЯ Юрия к дружине, при характеристике
Многие образы взяты из устной народной ПОЭЗИИ или родственны ей. Таково, например, обращение князя Юрия к дружине: “дружина ласковая, узорочье и воспитание рязанское”; таково сравнение битвы с пиром, где воины “пьют смертную чашу”, бьются так, что “земля стонет”. Особенно много образов из народной поэзии вошло в рассказ о Евпатий Коловрате: бой малой дружины с несметной силой татар, разговор раненых дружинников Евпатия с Батыем, поединок Евпатия с Хостоврулом, изображение Евпатия в образе былинного богатыря, сожаление Батыя, что нет у него таких богатырей, как Евпатий, В языке повести местами чувствуется ритм, свойственный былинному стиху.
Так, например, ритмически построен ответ дружинников Евпатия Батыю.
Находим здесь и отдельные выражения и образы, которые обычно встречаются в древнерусских воинских повестях: татары стали, как пьяные (шатаются от ударов неожиданно напавших на них русских, как пьяные); Евпатий и его дружина, когда их мечи притупились, берут мечи противника и ими секут врагов.
Призыв к защите Русской земли от врагов, звучащий в повести, восхваление воинской доблести, героизма и патриотизма русских людей, правдивое и художественное изображение народной борьбы против захватчиков-все это делает повесть подлинно народным произведением.
Related posts:
- Жанр и содержание повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть о нашествии Батыя относится к жанру воинских повестей. Ее основная тема – борьба русских людей с врагами, напавшими на их родину. После “Слова о полку Игореве” – это лучшая воинская повесть древней Руси: в пей с большой силой подчеркнуто стремление русских защищать родную землю, не щадя жизни. Повесть призывает к борьбе с врагами, восхваляет […]...
- Повесть о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого периода живо откликается на все значительные события на Руси. Ведущее место в художественной литературе занимают повести, посвященные борьбе русского народа с татаро-монголами. Из этих повестей самой замечательной в литературе XIII века является та, в которой говорится о нашествии хана Батыя на Рязанскую землю в 1237 году. Повесть о нашествии Батыя на Рязань Литература […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Искусство XIII – XVII ( 13 – 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, […]...
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Русское государство в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В жизни Русского государства XVII век был бурной эпохой, временем больших общественных потрясений, периодом борьбы старины с новым в культуре и литературе. Постепенно нараставшее массовое движение против все усиливающегося гнета крепостничества привело в начале XVII века к крестьянской войне, наивысшей точкой развития которой явилось восстание Ивана Болотникова (1606-1607) Эта крестьянская война совпала хронологически с польско-шведским […]...
- Русь в XIII – XV ( 13 – 15) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII веке центр политической жизни Руси перемещается на северо-восток где на первое место выдвигается Владимиро-Суздальское княжество. И здесь шла борьба между отдельными князьями. А между тем на Русь надвигалось такое бедствие, перед которым особенно необходима была тесная сплоченность. В 1223 году в южных степях появился новый сильный враг – татаро-монголы. Битва с ними на […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Искусство начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства – Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле. В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в […]...
- Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове (Литература XVII-XVIII веков) Эта повесть относится к числу тех сатирических произведений, которые были направлены против несправедливого суда, находившегося в руках господствующего класса. В повести высмеивается боярский суд. В суде разбирается дело о насильственном захвате чужой земли, что было обычным явлением в начале XVII века. Действующими лицами в повести являются рыбы – представители различных социальных слоев и административных должностей. […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Театр во второй трети XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими). На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Развитие искусства (Литература XVII-XVIII веков) В 50-х годах русское искусство достигает большого расцвета. На первом месте в это время стоит архитектура, виднейшим представителем которой является Растрелли, сын выдающегося скульптора предшествующей эпохи. Растрелли-сын построил много зданий не только в Петербурге (например, Зимний дворец), но и в Москве, Киеве и других городах России. Его здания отличаются стройностью и красотой, обилием и разнообразием […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. “Плоды духовной […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Газета и публицистика (Литература XVII-XVIII веков) Петр и его сподвижники всячески стремились разъяснить общий смысл реформ и необходимость развития культуры. Этой цели служили и книги научного характера, особенно учебники, публицистические сочинения и документы (указы, манифесты, уставы) С этой же целью в 1703 году была выпущена впервые в России газета “Ведомости”. Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались […]...
- Творчество закрепощенного крестьянства (Литература XVII-XVIII веков) Подлинное отношение крепостного крестьянства к своей жизни и к помещикам выражала литература, созданная самим крестьянством. К сожалению, таких произведений до нас дошло немного. Массовая неграмотность тогдашнего крестьянства, невозможность для крестьянских писателей печататься в типографиях, принадлежавших господствующему классу, преследования их произведений дворянами и властью объясняют причину этого. Но те произведения, которые сохранились, живо и правдиво рисуют […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Словарь имен династии и сроки правления (Литература XVII-XVIII веков) Амитаба – один из будд; в дальневосточной версии буддизма – владыка “чистой земли Запада”, то есть рая. Ананда – ближайший ученик будды Шакьямуни; запомнив все проповеди учителя, он впоследствии записал их в виде сутр. Ань Ци-шэн (III в. до н. э.) – даос, занимавшийся торговлей снадобьями и пользовавшийся славой кудесника, у которого Цинь Ши-хуан пытался […]...
- Сатирическая журналистика (Литература XVII-XVIII веков) С начала 70-х годов (особенно в период между 1769- 1774 гг. ) начинает выходить несколько сатирических журналов. В них находит яркое отражение все усиливающаяся классовая борьба, растущее в широких слоях общества отрицательное отношение к существующим порядкам. Правительство старалось использовать сатирические журналы в своих интересах. Журнал, издававшийся правительством (в нем писала и сама Екатерина II), и […]...
- Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником нового движения общественной мысли был Пьер Бейль (Bayle, 1647-1706). Этот известный ученый вынужден был покинуть родину из-за преследований со стороны церкви. В Голландии он написал […]...
- Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков) Су Ши (1036-1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по – разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун. Сунь Бинь – полководец эпохи “Воюющих царств”, потомок Сунь У. “Бинь” – прозвище, означающее “безногий”, так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника. Сунь Мин-фу (Сунь Фу, […]...
- История Литературы 18 века в восприятии современного читателя (Литература XVII-XVIII веков) Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, не зависимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века […]...
- Композиция Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Композиция “Слова” в одно и то же время стройная и сложная. Стройность ее выражается прежде всего в плане поэмы. Все “Слово” делится на три основные части: 1) поход Игоря; 2) вещий сон Святослава и его “золотое слово”; 3) возвращение Игоря из плена. Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух […]...
- Образ Евпатия Коловрата в “Повести о взятии Батыем Рязани” Образ Евпатия Коловрата в “Повести о взятии Батыем Рязани” Образ Евпатия Коловрата в “Повести о взятии Батыем Рязани” 1. Батыево нашествие на Рязань. Разрозненность русских князей. 2. Рязанец Евпатий Коловрат. Богатырские черты героя. 3. Битва с татарами. Падение дружины Евпатия Коловрата. 4. Возрождение испепеленной Рязани – оптимистичный конец повести. Яркое и емкое художественное воспроизведение героической […]...
- Сочинение на тему подвиг евпатия коловрата Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. […]...
- Художественные особенности по повести Вечера на хуторе близ Диканьки (Гоголь Н. В.) Излюбленным жанром Гоголя была повесть. Он создал три цикла повестей, первым из которых стали “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Повести данного цикла называют также украинскими повестями, так как в них ярко отразились национальный характер, быт и нравы украинского народа. “Вечера на хуторе близ Диканьки” характеризуются тем, что в них торжествует народное сознание, все серьезные проблемы […]...
- Что такое русская летопись и ее особенности (Литература XI-XII веков) “Повесть временных лет” написана в период, когда один общественный уклад сменялся другим: уходящий патриархально-общинный новым, феодальным. С этим связаны два исторических сознания – эпическое и летописное. “Повесть временных лет” создана как произведение письменности, но, по существу, отражает устное народное творчество. На основе устной традиции своего времени “Повесть временных лет” создает письменный литературный язык, письменную историю […]...
- Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем (*Общие критические статьи) Рязанский князь Юрий Ингоревич, узнав о том, что на него идут полчища Батыя, предложил владимирскому князю объединиться и принять бой. Однако Юрий Всеволодович уклонился, рассудив так: лучше он сам сломит Батыя, тогда вся слава достанется ему. Получилось же иначе. Рязанский князь, лишенный поддержки, решил искать мира с Батыем и послал в его стан своего сына […]...
- Краткое содержание “Повести о разорении Рязани Батыем” Ы Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего – земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у […]...
- Литература и Русь XI – XII веков (Литература XI-XII веков) Литература XI – XII веков Из истории человеческого общества мы узнаем, что поэзия появляется у народов уже в глубокой древности. Однако до возникновения письменности она рождается и бытует лишь в форме устнопоэтических произведений. Так было и в нашей стране. В течение многих веков на Руси существовала лишь устная народная поэзия. Русская письменная литература возникла значительно […]...
- Повесть временных лет летопись (Литература XI-XII веков) Та же “Повесть временных лет”, которая сохранила нам многие местные легенды, свидетельствует и о других формах устной исторической памяти. Внимательный анализ киевского летописания показывает, что многие записи сделаны в нем на основании рассказов двух лиц: Вышаты Остромирича и его сына Яня Вышатича, участие которого в летописании прямо отмечено под 1106 годом; под этим годом составитель […]...
- Автор Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Широта охвата жизни, идейная высота и художественные достоинства “Слова о полку Игореве” убедительно говорят о том, что автор этой поэмы был человек широко образованный, прекрасно разбиравшийся в сложной обстановке своего времени, и большой поэт. Передовые идеи его поэмы отвечают интересам всей страны, всего русского народа. Когда автор “Слова” призывает князей прекратить междоусобицы, которые тяжело отзываются […]...
- Патриотизм летописи (Литература XI-XII веков) Политические взгляды и симпатии летописцев были различны. Несмотря на это, вся летопись проникнута одной идеей – утверждением единства Русской земли. Горячий патриот, летописец не устает призывать князей и весь русский народ к защите единства и независимости всего Русского государства. У летописца сильно развито чувство родины и сознание единства всех русских племен. Интересы общерусские он ставит […]...
- Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления (Литература XI-XII веков) В начале 90-х годов восемнадцатого века в Спасском монастыре Ярославля был обнаружен текст “Слова о полку Игореве”. В 1812 году, во время пожара в Москве, эта книга сгорела. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия, выполненная для Екатерины II. Так этот памятник древнерусской литературы дошел до нашего времени. Князь Игорь выступает в поход на […]...
- Образы и характеры в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Основная идея “Слова” раскрывается В образах его главных героев. Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который “навел свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую”. Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о разорении Рязани Батыем” Каким чувством проникнуто повествование? Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу? Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на […]...