Комментарии к цитатам ГИА ОБЗ ФИПИ с 41 -60 Автор Т. В. Беспалова
Цитаты | Комментарии от Т. В. Беспаловой | № сочинения в коллекции 2013 года |
41. “Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань”. М. Н. Кожина | Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань слова и грамматический строй. произведения помогает читающему понять Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 12 |
42. “Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение”. Л. В. Успенский | Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики. Примеры: лексическое и | 2 |
43. “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются” М. Е. Салтыков – Щедрин | Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы. | 5 |
44. “Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев”. Из Литературной энциклопедии | Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.. . При воспроизведении разговора писатель воссоздает типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого | 6 |
45. “Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса”. Б. В. Шергин | Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи: – звучание слов передается с помощью букв, – интонация автора передается с помощью знаков препинания, – абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие, – различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определенную часть текста. Примеры: функции знаков препинания многоточия, вопросительного и восклицательного знаков. . | 19 |
46. “Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы”. Г. Я. Солганик | Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь словесное выражение. . Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создается автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства | 24 |
47. “К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?” Б. Н. Головин | Языковые единицы: фонема звук. , морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. Примеры: использование языковых единиц. | 8 |
48. “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый “характер” “ С. И. Львова | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определенную функцию знаки выделяющие и отделяющие. . Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строения и ритмомелодики. Примеры: функции знаков препинания. | 16 |
49. “Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи” Поль Рикер | Язык – универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | 31 |
50“Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах”. И. Н. Горелов | Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 26 |
51. “Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано”. Е. В. Джанджакова | При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание что сказано. , но и разнообразие способов передачи мысли на письме как сказано. . Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 23 |
52. “Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов”. А. А. Зеленецкий | Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова чаще прилагательного. . Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета форму, цвет, величину, качество. , передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Примеры: использование эпитетов. | 11 |
53. “Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”. И. А. Гончаров | В речи человека находит свое выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 10 |
54. “Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление”. А. И. Горшков | Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Примеры: изобразительно-выразительные средства языка. | 18 |
55“Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. К. А. Федин | Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 3 |
56. “Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис” А. А. Реформатский | Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Примеры: содержание и структура предложений члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.. . | 15 |
57. “Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете”. Л. В. Успенский | В языке все взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | 9 |
58.“Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли”. В. Г. Короленко | Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 35 |
59. “Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста”. Н. С. Валгина | Абзац – это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т. е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи – для выделения композиционно значимых частей текста как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной. . Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Примеры: функции абзаца. | 36 |
60. “В языке есть. слова. В языке есть. грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения” Л. В. Успенский | Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонаци-онной законченностью. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | 1 |