Коллективизация в русской литературе ( по роману Б. Можаева “Мужики и бабы”)

Литература стремится разобраться в происходящем, а особенно в духовном мире людей, живущих в трагическое время. Именно поэтому многие писатели обращались к теме коллективизации.
“Мужики и бабы” по своей жанровой природе – публицистический роман, и автор не собирается спорить с М. Шолоховым по поводу изображения эпохи, а выражает, с учетом опыта последующих поколений, четко, осмысленно и эмоционально гражданскую позицию. Борис Можаев свой роман “Мужики и бабы” назвал хроникой. И это действительно хроника “великого перелома”,

ставшего трагедией русского крестьянства.
“Нельзя гнуть историю, как палку, через колено”, – настойчиво повторяет автор в “Мужиках и бабах”. Лад и согласие в деревенском мире Можаева, не тронутом еще генеральной линией правящей партии, – такой видится писателю нэповская деревня, доживающая свои последние дни, своеобразный деревенский рай, идиллия мирной, по-человечески нормальной жизни.
Коллективизация – процесс сложный, быть может, неоднозначный. Но Можаева интересует не весь комплекс проблем, связанный с коллективизацией, а в первую очередь “перегибы”, допущенные при
ее осуществлении. Этой цели подчинена все характеры в романе.

Крупным планом показаны местные, районные и окружные руководители, стремящиеся во что бы то ни стало в считанные дни провести коллективизацию. Их действия лишь на первый взгляд незаконны. “Перегибы” не были нарушением генеральной линии, а прямым результатом сути ее программы, сути основных взглядов руководства страны на судьбу русского крестьянства. Гуманистическая позиция автора проявляется в уничтожающей критике как троцкистских, так и бухаринских взглядов на крестьянство, и для этого привлекаются архивные документы, газетные заметки, осуждается “дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековая русская община”. В романе Можаева широко представлена думающая сельская интеллигенция: Успенский, Обухова, Озимое.

Их спорам и размышлениям отведены многие страницы романа. Можаеву было важно понять смысл происходящего, потому что только вынужденная независимость оставалась “островком свободы” в условиях тоталитарного режима. Вполне реально и ярко нарисованы такие персонажи, как Возвышаев, Ашихлин Сенечка Зевин. Секретарь Тихановской партячейки Сенечка Зенин – из породы людей, торопящих историю и события, мыслящих однозначно и категорично, местная церковь для него дурдом, пригодный только для ссыльного пункта, и уж никак он не связывает ее с традициями деревенской жизни, а закрытие церкви – с подрывом авторитета советской власти.

Человек без совести и чести, он способен выполнить любой приказ, лишь бы удержаться на плаву. Из породы людей, склонных к псевдореволюционному нетерпению, и идеолог режима Гаум Ашихмин – сын разорившегося касимовского татарина. Несмотря на свое купеческое прошлое, он, никогда не стоявший у станка, считает себя пролетарием.

Его заветная мечта – продвинуться в руководящий аппарат. У предрика Никанора Возвышаева своя жизненная философия: “Мир держится на страхе – либо ты боишься, либо тебя боятся”. Главный принцип его руководства – держать людей в страхе.

Вот образец его руководства даже своим, районным активом: “20 февраля все должны быть в колхозах! Не проведете в срок кампанию – захватит? с собой сухари. Назад не вернетесь”.
Как же проходит “всеобщая коллективизация”? Все идет по задуманному плану: 20 февраля все должны вступить в колхоз – вначале приготовить кормушки для скота, потом по всему району провести собрание, проголосовать и в течение 24 часов согнать весь скот, по мужики уперлись, семена не сдают
Возвышаев дает команду сбивать замки с амбаров, брать людей под арест, штрафовать. И тут взбунтовались крестьяне многих деревень. Мужики в Веретье переломали общественные кормушки и сбежали в лес, в селе Красухине избили Зенина и держат его под крестом, магазин разграбили, семена растащили.

В Желудевке в сельсовете разбили окна, сожгли бумаги…
Так и кончился “дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековечная русская община”. Но кончился все-таки ненадолго. Мы знаем, что крестьянскому миру, жизни независимых, свободных людей был положен конец.

Зенины и возвышаевы победили. И плоды этой страшной победы мы пожинаем до сих пор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Коллективизация в русской литературе ( по роману Б. Можаева “Мужики и бабы”)