Колебания численности организмов. Экологическая регуляция
Вопрос 1. Что такое динамика популяций? Какие факторы вызывают колебания численности популяций?
Динамика популяций – важнейший экологический процесс, характеризующийся изменением во времени численности организмов, входящих в их состав. Популяционные изменения – это сложный процесс, обеспечивающий устойчивость популяций, наиболее эффективное использование организмами экологических ресурсов, наконец, изменения свойств самих организмов в соответствии с меняющимися условиями их жизни.
Динамика численности популяции находится
В результате численность популяций колеблется.
Колебания численности популяций могут быть вызваны сезонными изменениями условий жизни – факторов: абиотических (температуры, влажности, освещенности и др.)
Вопрос 2. В чем значение динамики популяций в природе?
Динамические популяционные изменения обеспечивают устойчивость популяций, наиболее эффективное использование организмами, слагающими их, экологических ресурсов, наконец, изменения свойств самих организмов в соответствии с меняющимися условиями их жизни.
Вопрос 3. Что такое регуляторные механизмы? Приведите примеры.
Популяции обладают способностью к естественному регулированию численности благодаря регуляторным механизмам, имеющим характер поведенческих или физиологических реакций организмов на изменение плотности популяции. Они срабатывают автоматически, когда плотность популяции достигает или слишком высоких, или слишком низких значений.
У одних видов они проявляются в жесткой форме, приводя к гибели избытка особей (самоизреживание у растений, каннибализм у некоторых видов животных, выбрасывание “лишних” птенцов из гнезда у птиц), а у других – в смягченной: выражаются в снижении плодовитости на уровне условных рефлексов (различные проявления стресс-реакций) или путем выделения веществ, задерживающих рост (дафнии, головастики – личинки земноводных) и развитие (часто встречается у рыб).
Интересны случаи ограничения численности популяции такими изменениями поведения при увеличении плотности, которые в конечном счете приводят к массовой миграции особей.
Например, при чрезмерном увеличении популяции бабочек сибирского шелкопряда происходит разлет части бабочек (преимущественно самок) на расстояния до 100 км.
- Популяции Вопрос 1. Что такое популяция? Популяция – это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе. Вопрос 2. Почему биологические виды существуют в форме популяций? Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. Подходящие для того или иного вида условия формируются в […]...
- Изменчивость организмов Вопрос 1. Что такое изменчивость организмов? Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Изменчивость затрагивает все свойства организмов: черты строения, окраску, физиологию, особенности поведения и пр. Вопрос 2. Какие виды изменчивости вам известны? Различают две основные формы изменчивости – ненаследственную и наследственную (генетическую). Вопрос 3. Что такое […]...
- Популяция как структурная единица вида Вопрос 1. Какими параметрами характеризуется каждая популяция? Выделяют несколько основных параметров популяции. Ареал популяции. У разных популяций он может быть различным. Его пределы образуют обычно географические и экологические преграды (водоемы, горы), а также популяции видов-конкурентов. В результате изменения численности особей ареал может сокращаться или расширяться. Выход особей за пределы ареала приводит не только к расширению […]...
- Популяция как единица эволюции Вопрос 1. Какими качествами должна обладать элементарная единица эволюции? Элементарная единица эволюции должна: выступать во времени и пространстве как некое единство; быть способной формировать резерв наследственной изменчивости и наследственно изменяться во времени; реально существовать в определенных природных условиях в течение долгого времени, соизмеримого со сроками видообразования. Таким требованиям удовлетворяет популяция, которая и является элементарной единицей […]...
- Тестирование по общей биологии за 11 класс (В-1) Тестирование по общей биологии 11 класс. Вариант 1 1. Гомологичные органы: 1)сходны по функциям и различны по происхождению 2)различны по функциям, но имеют общее происхождение 3)сходны и по функциям, и по происхождению 2.Вид – это: 1)категория, не существующая в природе, но принятая ученым: Выявления различий между организмами 2)реально существующая группа изменяющихся со временем организмов 3)категория […]...
- Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения Вопрос 1. Какие изменения генофонда позволяют делать вывод о происходящих в популяции эволюционных изменениях? О происходящих в популяции эволюционных изменениях можно судить по изменениям внешнего строения организмов, особенностей их поведения и образа жизни и в конечном итоге – по лучшей приспособленности популяции к данным условиям внешней среды. Происходящие изменения являются следствием возрастания в генофонде частот […]...
- Средообразующая деятельность организмов Вопрос 1. В чем проявляется воздействие живых организмов на среду обитания? В результате воздействия живых организмов на среду обитания могут изменяться ее физические и химические свойства (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности). Вопрос 2. Какие виды воздействия живых организмов на среду вам известны? Виды воздействия живых организмов на […]...
- Борьба за существование и естественный отбор Вопрос 1. В чем состоит действие естественного отбора? Естественный отбор в природе происходит в ходе борьбы за существование и является ее следствием. Он влияет на состав популяции, “убирая” из нее менее приспособленные индивидуумы, и делает ее более приспособленной к условиям внешней среды. Вопрос 2. Можно ли получить экспериментальные подтверждения действия отбора? Да. Кроме наблюдения естественного […]...
- Продуктивность сообщества Вопрос 1. Будет ли устойчивым сообщество, если продукция одного трофического уровня превысит пищевые потребности организмов следующего уровня? Какие процессы могут происходить в этих случаях? В сообществе, сохраняющем устойчивое состояние, фактическая продукция данного трофического уровня должна покрывать пищевые потребности организмов следующего уровня; в противном случае общий запас биологического вещества данного трофического уровня будет неуклонно снижаться из-за […]...
- Потоки вещества и энергии в экосистеме Вопрос 1. Какую роль в сообществе играют автотрофные организмы, какую – гетеротрофные? Автотрофные организмы в сообществе производят (продуцируют) первичное биологическое (органическое) вещество и запасают в нем энергию. От этих веществ косвенно зависят все остальные элементы природного сообщества – гетеротрофы, которые усваивают, перестраивают и разлагают готовые органические вещества. Осуществление автотрофами и гетеротрофами своих функций в природном […]...
- Факторы эволюции Опрос 1. Назовите основные факторы эволюции. Основными факторами (силами) эволюции являются наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция и естественный отбор. Вопрос 2. Какой фактор обеспечивает возникновение нового генетического материала в популяции? Фактором, обеспечивающим возникновение принципиально нового генетического материала, является мутационная изменчивость. Мутации происходят с определенной частотой у всех организмов, населяющих нашу планету. Место мутации (ген и […]...
- Адаптация организмов к различным условиям существования Вопрос 1. Что указывает на соответствие между организмами и средой их обитания? На это соответствие указывает сходство строения и образа жизни организмов, которые обитают в похожих условиях, но принадлежат к различным систематическим группам. Вопрос 2. В чем состоят отличия в способах переживания циклических изменений внешней среды жизни у организмов с разной продолжительностью жизни? Способ переживания […]...
- Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора Вопрос 1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования. В ходе эволюции организмы приобретают различные свойства, позволяющие им более успешно приспосабливаться к условиям обитания. Например, мех животных севера (песцов, медведей) имеет белую окраску, делая их практически незаметными на фоне снега. Насекомые, питающиеся цветочным нектаром, имеют строение и длину хоботка, идеально подходящие для этого. Ласты тюленей, […]...
- Организм – единое целое. Многообразие организмов Вопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия. Организм – это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость. Вопрос 2. […]...
- Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Вопрос 1. Что такое биологический прогресс? Биологический прогресс – это направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут. Биологический прогресс приводит к процветанию таксона и обычно сопровождается усложнением организации: появление теплокровности у птиц и млекопитающих, семени у цветковых растений и т. д. Однако упрощение организации […]...
- Органы чувств. Регуляция деятельности организма Вопрос 1. Каково значение органов чувств для животного? Наличие органов чувств позволяет животному организму получать различную информацию из окружающей среды, реагировать на нее, определять характер собственных действий в данной ситуации. Вопрос 2. Докажите, что без органов чувств животное не выживет. Без органов чувств животное не сможет получать информацию об окружающей его среде, состоянии своего организма, […]...
- Экологическая тревога Человек и природа неразделимы. Ведь он – неотъемлемая часть природы, ее частичка. Приятно любоваться чистой рекой, несущей свои прозрачные воды куда-то в неизвестность, слушать щебетание птиц и наслаждаться красотой цветов. Природа дает нам жизненные силы, она очищает и облагораживает наши души. Общаясь с природой, мы становимся добрее, открытее, естественнее. Она обладает великой силой, способной нравственно […]...
- Роль живых организмов в биосфере Вопрос 1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу? Живые существа способствуют переносу и круговороту веществ в природе. Благодаря деятельности фотосинтетиков в атмосфере снизилось количество углекислого газа, появился кислород и сформировался защитный озоновый слой. Деятельность живых организмов определяет состав и структуру почвы (переработка редуцентами органических остатков), предохраняет ее от эрозии. В значительной мере животные […]...
- Межвидовые отношения организмов Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны? Все биотические связи (в том числе положительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов. Нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто […]...
- Видообразование как результат эволюции Вопрос 1. Перечислите способы видообразования. Видообразование может происходить за счет постепенного превращения исходного вида в новый либо за счет гибридизации двух видов (например, терн + алыча = слива). Однако гораздо чаще видообразование связано с расхождением (дивергенцией) признаков в популяциях. В итоге вид, ареал которого был разделен на несколько популяций (например, каждая обитает на своем острове), […]...
- Бесполое размножение организмов Вопрос 1. Какие виды бесполого размножения вы можете назвать? Бесполое размножение характеризуется тем, что в нем участвует лишь одна родительская особь и совершенно идентичные материнской дочерние особи. В природе существуют несколько видов бесполого размножения. Это деление клетки надвое, деление тела на несколько частей, почкование, спорообразование и вегетативное размножение. Вопрос 2. Почему гидры размножаются бесполым путем […]...
- Конспект урока по биологии 5 класс: “Обобщение по теме “Питание живых организмов”” Конспект урока по биологии в 5-х классах На тему: “Обобщение по теме “Питание живых организмов””. С применением компьютерных технологий. Цель: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Питание живых организмов”. Задачи : Обобщить у учащихся знания по теме “Питание живых организмов”; об особенностях питания живых организмов (растений и животных), о значении минеральных солей и воды […]...
- Индивидуальное развитие организмов Вопрос 1. Что называют индивидуальным развитием организма? Индивидуальным развитием организма или онтогенезом называют всю совокупность преобразований особи от возникновения до конца жизни. В клетке, с которой начинается онтогенез, заложена программа развития организма. Она реализуется путем взаимодействия ядра (генетической информации) и цитоплазмы каждой клетки, а также клеток и тканей друг с другом. У бактерий и одноклеточных […]...
- Сообщество, экосистема, биогеоценоз Вопрос 1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы? Относительно четкие границы имеет биогеоценоз. Граница биогеоценоза устанавливается, как правило, по границе растительного сообщества (фитоценоза) – важнейшего у компонента биогеоценоза. Например, ельник-кисличник. Особенно четкие границы характерны для искусственных ценозов – агроценозов. Вопрос 2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, […]...
- Экологическая тревога (1) Закройте глаза и представьте такую картину: вы на берегу чистой речки, на зеленой лужайке, вдыхаете аромат свежего воздуха, подбегаете босиком к реке и, прильнув к ней губами, жадно пьете вкусную прохладную воду. А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг и скажите, где вы можете наяву увидеть подобное. Наши реки, лужайки, леса, воздух испытали такое тлетворное влияние […]...
- Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон Вопрос 1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития? Эмбриональный период развития начинается с образования оплодотворенной яйцеклетки – зиготы и длится до рождения организма или его выхода из яйцевых оболочек. Вопрос 2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития? Постэмбриональный период начинается рождением (например, у млекопитающих) или выходом организма из яйцевых оболочек (например, […]...
- Тест “БИОГЕОЦЕНОЗЫ” 11 класс 11 класс ВАРИАНТ 1 I. Выберите правильный ответ Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем Ее изменения Ее устойчивости Ее закономерного развития Конкуренции видов Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как Они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией На Земле существует огромное разнообразие растений Растения […]...
- Тематический полиморфный тест по биологии “Структура организации живых организмов” Тематический полиморфный тест по биологии ( 2 варианта) Тема: Структура организации живых организмов Раздел 2 Учебник биологии Общие закономерности 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва Дрофа 2015 год. Авторы учебника: С. Г. Мамонтов; В. Б. Захаров; И. Б. Агафонова; Н. И. Сонин Составитель: учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пателеймоновка Приморского края Г. П. […]...
- Эволюционная теория Чарлза Дарвина Вопрос 1. Какие наблюдения Чарлза Дарвина поколебали его веру в неизменность видов? Определяющую роль в формировании научных взглядов Ч. Дарвина сыграло путешествие на корабле “Бигль”. В Южной Америке Ч. Дарвин нашел ископаемые остатки гигантских ленивцев и броненосцев. Современные виды этих животных, обитающие в тех же местах, были очень похожи на вымерших, что навело Дарвина на […]...
- Формы естественного отбора Вопрос 1. Что такое стабилизирующий отбор? В каких условиях его действие проявляется наиболее заметно? Стабилизирующий отбор – форма естественного отбора, направленная на поддержание существующих фенотипов организмов. Его действие проявляется наиболее заметно там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода или остаются постоянными достаточно длительное время по сравнению с продолжительностью жизни отдельных поколений. Вопрос […]...
- Экологическая тревога (2) Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А. И. Герцен Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. Ф. Жолио-Кюри Экология, экологическая катастрофа, экологическая тревога – эти слова, раньше вовсе неизвестные простому человеку, в наше время волнуют и настораживают каждого. Что […]...
- Конспект урока по географии “Температура воздуха. Суточные колебания температуры” 6 класс Аннотация представляемого материала. На конкурс предоставляю конспект урока по географии для 6 класса по теме: Температура воздуха. Суточные колебания температуры. Также прилагаю презентацию к этому уроку с использованием мультимедиа компонентов. В работе содержится методическая записка к уроку, описание мультимедиа компонента урока, указываю список используемых ресурсов. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Температура воздуха. Суточные колебания температуры. 1. ФИО (полностью) […]...
- Экологическая проблема Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 19 Экологическая проблема Развитие цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталась гармония сосуществования природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, люди с тревогой смотрят в Будущее. Почему экологическая проблема стала центральной в наше время? Над этим вопросом размышляет автор Ю. Корякин. Он пишет […]...
- Экологическая игра для младших школьников “Мир вокруг нас” Цель: расширить и углубить знания детей о природных процессах; развить наблюдательность, творческое воображение; умение высказывать свои мысли; воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе. Вед.- Здравствуйте! Всем кто не любит скучать, много знает и хочет об этом всем рассказать. Кто любит свой родной край и бережно относится к природе и ведет здоровый образ […]...
- Влияние человека на экосистемы Вопрос 1. Сформулируйте, что такое экологическое нарушение. Приведите примеры подобных явлений. Экологические нарушения – это внезапные изменения в естественных экосистемах, которые вызывают резкое увеличение численности популяций одних видов и гибель других. Чаще всего эти изменения вызываются действиями человека. Примером экологических нарушений является уничтожение воробьев в Китае. Птицы наносили вред посевам, и потому было принято решение […]...
- Экологическая тема в современной литературе В литературе всегда отдается не последнее место природе. Писатели всегда наделяют природу яркостью и отводят ей одно из самых главных мест в жизни каждого человека. Ведь это правильно, потому что существует неразрывная связь между природой и человеком. Человек является частицей природы. Но, к сожалению, за последние десятилетия люди перестали заботиться о ценности природы. Они начали […]...
- Урок для 11 класса на тему “Колебания и волны” “Колебания и волны” 11 класс. Пояснительная записка Образовательный модуль предназначен для учащихся 11 класса. Программа сопровождает материал, изложенный в учебнике физики для 11 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева. Н. Н. Сотского. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного стандарта Образовательный […]...
- Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции Вопрос 1. Может ли эволюция привести вид не к усложнению, а, наоборот, к упрощению строения тела? Приведите примеры. Эволюционное упрощение строения тела характерно для паразитических организмов. У ленточных червей, например, редуцируются органы чувств, пищеварительная система, упрощается строение нервной системы. Вопрос 2. В каких случаях можно наблюдать дивергенцию признаков вида? Дивергенция – это расхождение в ходе […]...
- “Я и моя экологическая семья” Праздник, совсем недавно прошедший в стенах всегда гостеприимной станции юных натуралистов был посвящен семье. Конкурс “Я и моя экологическая семья” каждый год собирает дружные команды для участия в самых различных конкурсах. Хотя то, что каждый младший участник команды с особой ответственностью посещает кружки СЮН, уже дает право считать каждую из семей-участников экологической. Один из первых […]...
- Биотические факторы среды Вопрос 1. Назовите известные вам типы взаимоотношений организмов в природе. Существует несколько различных типов взаимоотношений живых организмов в природе. Основными среди них являются: хищничество; паразитизм; конкуренция; симбиоз. Вопрос 2. Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнеров. Термин симбиоз образован от греческого слова symbiosis – “совместная жизнь”. Под симбиозом обычно […]...