“Когда волнуется желтеющая нива” анализ стихотворения Лермонтова



История создания

Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение “Смерть поэта” и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провел в тюрьме.

У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обертке, в которую была завернута его еда, приносимая слугой.

Литературное направление, жанр

“Когда волнуется желтеющая нива” с первого взгляда

можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору “когда”, – описание природы. Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив.

В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная
мысль и композиция

Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен.

Первые три строфы, начинающиеся союзом “когда” – сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложненное причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три “среды обитания” человека в природе: нива (поле), лес и сад.

Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы – крошечный ландыш. Третья строфа динамична.

В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа – это только повод для дальнейших размышлений.

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой дает человеку счастье и приближает его к Богу. Но еще глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения.

Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она дает возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Все стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей – уносится вместе с ключом в далекий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса.

Последняя укороченная строка четырехстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрестную рифмовку, а четвертая – кольцевую. Во всем стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зеленый листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студеный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создается образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 1.00 out of 5)
Loading...

“Когда волнуется желтеющая нива” анализ стихотворения Лермонтова