«Княгиня Литовская» (1836) — незавершенный роман в прозе. В нем впервые появляется Григорий Александрович Печорин, которого не следует отождествлять с Печориным из последнего лермонтовского романа. Это две различные ступени в развитии единого замысла.
В «Княгине Литовской» социально-детерминированное изображение персонажей становится определяющим художественным принципом. Вобравший в себя немало автобиографического, роман насыщается большим художественно обобщенным жизненным содержанием. Молодой писатель идет по горячим следам современности.
Действие происходит в Петербурге, в годы, совпадающие с созданием романа. Роман отличается сложной композицией, разветвленной сюжетной структурой. Отчетливо выделяются три сюжетные линии, объединяемые образом главного героя: Печорин и Лизавета Николавна Негурова, перед которой герой разыгрывает роль влюбленного; Печорин и Вера Литовская с их давним и глубоким взаимным чувством, на пути которого и замужество героини, и свет, и взаимное непонимание; и, наконец, Печорин и Станислав Красинский, молодой чиновник из обедневшего дворянского рода.
За счет последнего сюжетного ответвления Лермонтов расширяет социальные рамки повествования. Кроме светской жизни, наполненной блеском и роскошью гостиных, будуаров, театральных представлений, изысканных обедов и бесед, в поле авторского зрения входит жизнь мелких чиновников, обитателей непарадного Петербурга. В романе перемежаются приметы и приемы светской повести и повести о бедном чиновнике, социально-психологического романа и очерковых описаний, Насыщенный событиями и коллизиями, роман Лермонтова, будь он завершен, явился бы новым словом и в развитии психологизма.
В «Княгине Литовской» Лермонтов вплотную приблизился к открытию феномена, названного впоследствии Толстым «текучестью» человеческого характера, которая обнаруживается прежде всего в психологизированном портрете главных героев романа. Противоречивость психики главных героев получает мотивированное реалистическое объяснение как результат взаимодействия характеров и конкретно-исторической социальной среды. Тем не менее и «Княгиня Литовская» не была завершена, возможно, из-за недостаточно полного раскрытия в романе психологии главного героя изнутри.
Его сложнейшая психика не поддавалась чисто объективному, «стороннему» показу. Овладев принципами и приемами объективно-реалистического изображения, Лермонтов, не исчерпав возможностей романтизма, настойчиво ищет пути их самостоятельного развития и взаимообогащающего единения. Эти тенденции отчетливо проявятся в последнем периоде его творческого пути.
- Княгиня Литовская. Роман (Лермонтов М. Ю.) «Княгиня Литовская» но нраву стоит во главе ряда произведений, непосредственно близких «Герою нашего времени» Если «Героя» — это роман в новеллах, то «Княгиня Лиговская» так и выполнялась как именно роман, в цельном смысле этого слова. Как и положено роману из современной жизни тех лет, он включал в себя очерки нравов, панораму светских характеров и иное. ... Читать далее...
- Проза. Роман. Княгиня Литовская (Лермонтов М. Ю.) Княгиня Литовская .- Незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-х годов; был начат в 1836 г. Создавался при участии ближайшего друга Лермонтова, литератора и этнографа С. А. Раевского (1808-1876). С. А. Раевский служил в Департаменте государственных имуществ и был хорошо знаком с бытом и нравами петербургских чиновников. Беседы с ним явились для Лермонтова тем источником, ... Читать далее...
- История создания произведения «Княгиня Литовская» С болью и горечью Лермонтов слушал тех из них, кто умилялся «распоряжениями правительства», примирялся и постепенно превращаясь из революционеров в дюжинных либералов. Некоторые из возвратившихся из Сибири декабристов под влиянием тяжких условий жизни на каторге и в ссылке впадали в религиозный мистицизм, что было также совершенно чуждо Лермонтову. «Однако,- как справедливо замечает Г. В. Морозова,- ... Читать далее...
- Стиль повествования и диалогов в романе «Княгиня Литовская» Следующий после «Вадима» прозаический опыт Лермонтова, тоже оставшийся незавершенным «Княгиня Литовская» (1836), — означает огромный шаг вперед по пути к реалистической прозе. Знаменателен выбор сюжета и изображаемой среды: действие развертывается (вернее — лишь начинает развертываться) в современном автору Петербурге, в бытовой и даже будничной обстановке, персонажи взяты из повседневности, но уже с самого начала намечается ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ «Герой нашего времени», написанный в 1838-1839 годах на основе «Записок офицера» и романа «Княгиня Лиговская», — первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся сознанием, оказавшегося «лишним человеком» в эпоху «безвременья». В ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Роман или несколько повестей»(По роману «Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова) В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени». «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей, когда еще роман не был дописан. Когда вслед за ними в «Отечественных записках» появилась повесть «Фаталист», редакция сообщила, что автор скоро издаст «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Читатели ждали именно сборник повестей, ... Читать далее...
- Княгиня Лиговская Княгиня Лиговская. Становление психологизма (роман «Княгиня Литовская») Роман «Княгиня Литовская» Лермонтов не закончил. Причин тому много, и это причины как личного свойства, так и творческого. Начало работы над романом датируют 1836 г. В нем нашли отражение факты личной судьбы поэта: автобиографична линия «Печорин — Негурова», любовь Лермонтова к Варваре Лопухиной послужила основой коллизии «Печорин — ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе «Герой нашего времени» — итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя творчески трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции русской и мировой литературы, в изображении «героя века» от «Исповеди» Руссо до «Исповеди сына века» Мюссе, от «Рыцаря нашего времени» Карамзина до «Евгения Онегина» Пушкина. В то ... Читать далее...
- Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это произведение социально — психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя — Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер. О Печорине читатели получают ... Читать далее...
- Краткое содержание Русские женщины Княгиня Трубецкая в сокращении (Некрасов Н. А.) Вслед за мужем-декабристом зимней ночью 1826 г. отправляется в Сибирь княгиня Екатерина Трубецкая. Отец ее, старый граф, со слезами на глазах провожает дочь в далекий путь. Княгиня прощается с семьей и с родным Петербургом, в котором беззаботно прошла ее молодость, а потом в этом городе арестовали ее мужа. Двадцать дней занимает у княгини путь до ... Читать далее...
- Зарисовки светских нравов в романе «Княгиня Лиговская» В опытах стихотворного повествования 1835-1840 гг. М. Ю. Лермонтов обратился к реалистическому изображению современной действительности. Но в те же годы он начал и прозаический роман из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836-1837, опубликовано. 1882). Если уже в первом опыте лермонтовской прозы романтизм сочетался с реалистическими тенденциями, то в новом прозаическом замысле Лермонтов твердо становится на путь ... Читать далее...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»? На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно ... Читать далее...
- РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Проблематика романа «Герой нашего времени». Ведущая тема романа — судьба современника, в котором воплотились существенные черты значительного круга интеллигенции времени николаевской реакции. Проблематика определяется темой произведения. Основными являются проблемы жизненного идеала; проблема скептицизма и пессимизма; проблема индивидуализма и эгоизма; проблема подлинных нравственных ценностей. Герои: Печорин (необычность и противоречивость его характера; поведение Печорина в различной среде: ... Читать далее...
- Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по русскому) «Герой нашего времени» — это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально — психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, ... Читать далее...
- Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой» Роман Лермонтова был не только «грустной думой» о времени, но и «грустной думой» о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Роман «Герой нашего времени» появился в столичных книжных магазинах в 1840 году. Публика отнеслась к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» — плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как философский роман Своеобразной вершиной творчества М. Ю. Лермонтова, завершением краткого творческого пути, стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видны черты самого автора. «Герой нашего времени» — первый в русской литературе социально-психологический и философский роман. Здесь общечеловеческие, вечные вопросы решаются применительно к личности главного героя. Какие же ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Ранние прозаические произведения Лермонтова Обращение к прозе — закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение — незаконченный исторический роман «Вадим» (1832- 1834). Роман был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме: участию дворянина в крестьянском восстании. Вадим с тайными планами мести становится слугой помещика Палицына. ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман Роман «герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в конце 30-х годов XIX века во времена контрреформ, проводимых государством, во времена жестокого Николаевского правления. После поражения декабристов на Сенатской площади в 1825 году и их последующих казней и ссылок. Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Его роман стал темой ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический роман Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость ... Читать далее...
- Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа «Герой нашего времени», Белинский отнес Лермонтова к числу таких «сильных художественных талантов», которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в «Отечественных записках», окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени». Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой ... Читать далее...
- ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. — ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. — ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной канвой, холстом для всех ... Читать далее...
- Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? В романе Лермонтова «Герой нашего времени» отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам: в частности, сначала мы видим Печорина глазами ... Читать далее...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) К работе над «Героем нашего времени» М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 году, воодушевленный впечатлениями от Кавказа. Поначалу это были отдельные повести, объединенные лишь ключевым персонажем. Лермонтов публиковал повести по мере написания. В каждой имеется система образов и законченный сюжет, поэтому их можно считать отдельными произведениями. Первой появилась «Тамань», за ней — «Фаталист». Позже Михаил ... Читать далее...
- Роман «Герой нашего времени» — шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере одной из сцен) Безусловно, «Героя нашего времени» можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Самой интересной и загадочной личностью, естественно, является главный герой повестей — Печорин. Характерный эпизод романа: «- Скажи мне, однако, как твои дела с нею?.. Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать, — и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться ... Читать далее...
- Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени» Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин — обобщенный, типичный образ, «портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего молодого поколения». Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также ... Читать далее...
- Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания. Перед нами не просто портрет героя эпохи. Перед нами, как сказано в предисловии к «Журналу Печорина», «история души человеческой». В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, ... Читать далее...
- Роман утверждается в современной прозе Роман утверждается в современной прозе как перспективный жанр, с определившимися социально-исторической, нравственной проблематикой и структурами. Роман все более привлекает писателей, характеризуя направление их замыслов и поисков художественной формы. Ч. Айтматов, широко известный как автор повестей, обратился к роману «Буранный полустанок (И дольше века длится день)», Ю. Бондарев все более утверждается в сознании читателей как романист ... Читать далее...
- Александр Олесь «Княгиня Ольга», Ярослав Мудрый» Цель: продолжать знакомить учеников с поэзиями Александра Олеся об истории украинского народа, формировать представление о деятельности князей давней Украины — Руси, осветить их мудрость, любовь к родной земле, храбрость и мужество; дать понятия о ритме поэтического произведения; шлифовать навыки выразительного чтения поэтических произведений; заинтересовать детей изучением истории родного народа. Оборудование: Карта Украины, рисунки учеников, иллюстрации ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…» ПЛАН О чем Роман? (жанр, композиция) С какой целью нарушена хронологическая последовательность событий? Как должны быть расположены повести? Зачем понадобились три рассказчика? «Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее ... Читать далее...
- Поэма Некрасова «Княгиня Трубецкая» В поэме Некрасова «Княгиня Трубецкая» описывается встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором. Княжна, последовавшая за ссыльным мужем декабристом в Сибирь, встречается в Иркутске с губернатором, которому был дан приказ любыми средствами отговорить ее от поездки на каторгу. Губернатор приложил много усилий, чтобы удержать женщину от пути в ссылку вместе с мужем. Какие только доводы не ... Читать далее...
- Фенечка, Анна Одинцова, княгиня Р. — героини романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной канвой, холстом для всех стежков, всех мазков, с помощью которых мастер создает затем свое живописное полотно. Вышивает. Рисует. Иными словами, творит. И ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. По словам Белинского, Лермонтов поставил «важный современный вопрос о внутреннем человеке». И действительно, «история души человеческой», а не внешняя, пусть и богатая событиями биография персонажа, является ... Читать далее...
- Споры о прозе Виктора Пелевина. Роман-метафора В. Пелевина «Жизнь насекомых» Уже в названии ощущается наслоение нескольких смысловых пластов. Заголовок романа «Жизнь насекомых» отсылает к пьесе К. Чапека «Из жизни насекомых» (1921), замысел которой, в свою очередь, возник под влиянием книг французского энтомолога Жана-Анри Фабера «Жизнь насекомых» и «Энтомологические воспоминания». В. Пелевин создает своеобразную энциклопедию насекомых, что подчеркивается построением романа. Кроме того, название романа-антиутопии В. Пелевина ... Читать далее...
- Биография Лермонтова. Военная служба в Петербурге В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском Селе, но Лермонтов ездил Туда только на парады и дежурства, большую часть времени проводя в Петербурге. Первое время поэт увлекался светской жизнью, балами, маскарадами, посещал театры. Но скоро разочаровался в светском обществе, где почти никто не ... Читать далее...
- Виноградов И. И. ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЛЕРМОНТОВА ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЛЕРМОНТОВА Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловеческих, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания в человеке человека. И это тоже подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и ни близки нам те истинные обретения, что есть в этом ... Читать далее...
- Таинственная княгиня Р. в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Для Ивана Сергеевича Тургенева, так же как и для Николая Васильевича Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в романе «Отцы и дети», да и в жизни самого автора. Сначала ... Читать далее...
- Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: » Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии «. Автор хотел показать » современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». Печорин — сложный, противоречивый герой. Он говорит о себе: » Во мне два ... Читать далее...
«Княгиня Литовская» незавершенный роман Лермонтова в прозе