“Княгиня Литовская” незавершенный роман Лермонтова в прозе

“Княгиня Литовская” (1836) – незавершенный роман в прозе. В нем впервые появляется Григорий Александрович Печорин, которого не следует отождествлять с Печориным из последнего лермонтовского романа. Это две различные ступени в развитии единого замысла.

В “Княгине Литовской” социально-детерминированное изображение персонажей становится определяющим художественным принципом. Вобравший в себя немало автобиографического, роман насыщается большим художественно обобщенным жизненным содержанием. Молодой писатель идет по горячим

следам современности.

Действие происходит в Петербурге, в годы, совпадающие с созданием романа. Роман отличается сложной композицией, разветвленной сюжетной структурой. Отчетливо выделяются три сюжетные линии, объединяемые образом главного героя: Печорин и Лизавета Николавна Негурова, перед которой герой разыгрывает роль влюбленного; Печорин и Вера Литовская с их давним и глубоким взаимным чувством, на пути которого и замужество героини, и свет, и взаимное непонимание; и, наконец, Печорин и Станислав Красинский, молодой чиновник из

обедневшего дворянского рода.

За счет последнего сюжетного ответвления Лермонтов расширяет социальные рамки повествования. Кроме светской жизни, наполненной блеском и роскошью гостиных, будуаров, театральных представлений, изысканных обедов и бесед, в поле авторского зрения входит жизнь мелких чиновников, обитателей непарадного Петербурга. В романе перемежаются приметы и приемы светской повести и повести о бедном чиновнике, социально-психологического романа и очерковых описаний, Насыщенный событиями и коллизиями, роман Лермонтова, будь он завершен, явился бы новым словом и в развитии психологизма.

В “Княгине Литовской” Лермонтов вплотную приблизился к открытию феномена, названного впоследствии Толстым “текучестью” человеческого характера, которая обнаруживается прежде всего в психологизированном портрете главных героев романа. Противоречивость психики главных героев получает мотивированное реалистическое объяснение как результат взаимодействия характеров и конкретно-исторической социальной среды. Тем не менее и “Княгиня Литовская” не была завершена, возможно, из-за недостаточно полного раскрытия в романе психологии главного героя изнутри.

Его сложнейшая психика не поддавалась чисто объективному, “стороннему” показу. Овладев принципами и приемами объективно-реалистического изображения, Лермонтов, не исчерпав возможностей романтизма, настойчиво ищет пути их самостоятельного развития и взаимообогащающего единения. Эти тенденции отчетливо проявятся в последнем периоде его творческого пути.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Княгиня Литовская” незавершенный роман Лермонтова в прозе