Книжная лексика
Книжная лексика – лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной.
В данной группе численно преобладают слова, не выражающие никакой эмоциональной оценки; довольно часто они обозначают те понятия, которые не встречаются в бытовом общении, но при этом они могут не относиться к научной терминологии (гипотеза, превалировать, выспренний).
В пределах книжной лексики встречаются и эмоционально окрашенные слова. Одни из них дают положительную оценку тем или иным процессам, действиям, свойствам и явлениям (персона, предначертать, панацея), другие – отрицательную или неодобрительную (вандализм, инсинуация, обскурантизм).
Внутри книжной может выделяться высокая и поэтическая лексика. Для высокой лексики характерна
Поэтическая лексика также примыкает к торжественной, но она больше свойственна художественной литературе, иногда – публицистике (лазурный, безбрежный, краше, грезы, муза, рдеть).






Related posts:
- Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика Книжная лексика – это слова, использование которых ограничено тем или иным книжным функциональным стилем. Существуют выражения, характерные для официальноделового стиля (лесной массив, водоем, зеленые насаждения), научного стиля (интерполяция, проекция, абстракция), публицистического стиля (экстраординарный, благосостояние, клятвопреступник, ельцинизм). “Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости”. (Ф. Энгельс) Разговорная лексика – это, как правило, […]...
- Лексика Активная лексика – лексика, постоянно употребляющаяся и регулярно функционирующая в различных речевых ситуациях и сферах деятельности, понятная всем носителям данного языка и которой не присущи оттенки устарелости или новизны. Ядро активного словаря того или иного языка состоит из стилистически нейтральных слов, которые называют наиболее важные для данного языкового коллектива понятия и реалии. В активный словарь […]...
- Разговорная лексика Разговорная лексика – лексика, представленная преимущественно в разговорной (устной) речи, ориентированная на неформальное, непринужденное общение. На фоне нейтральной лексики разговорная отличается большей экспрессивностью, иногда фамильярностью и несколько сниженной стилевой окрашенностью. Разговорная лексика не однородна, в ее составе можно выделить несколько разных пластов: слова литературно-разговорные (интеллектуал, потихоньку, наобум, халтурить), разговорно-профессиональные (подсобка, баранка, планерка), разговорно-терминологические (тройчатка, аскорбинка, […]...
- Пассивная лексика Пассивная лексика – лексика, не имеющая широкого употребления в данном языке, понятная не всем его носителям, поскольку она ограничена особенностями называемых неязыковых реалий и используется в довольно ограниченном числе коммуникативных ситуаций. Достаточно часто пассивная лексика понимается носителями языка лишь приблизительно, с учетом определенного контекста или с опорой на внутреннюю форму того или иного слова. К […]...
- Общеупотребительная лексика Общеупотребительная лексика – лексика, которая используется и понимается всеми носителями данного языка (независимо от их возраста, места проживания, профессии и т. п.) в самых разных сферах деятельности и в разных коммуникативных ситуациях. Эта лексика связана с жизненно важными, основными понятиями, она лишена экспрессивной окрашенности, она наиболее устойчива и составляет ядро данного языка. Общеупотребительная лексика противопоставлена […]...
- Нейтральная и экспрессивная лексика Экспрессивно окрашенная лексика тесно связана с различиями в оценке. Более того, именно для выражения оценок она и существует. Так, в языке существует большое количество синонимических рядов, которые объединяют тождественные по смыслу, но кардинально различающиеся по содержащейся в них оценке слова. Спектр оценок, которые способна передавать экспрессивно окрашенная лексика, очень широк. Об этом свидетельствует многообразие помет […]...
- Активная лексика Активная лексика – лексика, постоянно употребляющаяся и регулярно функционирующая в различных речевых ситуациях и сферах деятельности, понятная всем носителям данного языка и которой не присущи оттенки устарелости или новизны. Ядро активного словаря того или иного языка состоит из стилистически нейтральных слов, которые называют наиболее важные для данного языкового коллектива понятия и реалии (хлеб, работать, город, […]...
- Роль эмоционально окрашенной лексики в речи Эмоционально окрашенная лексика – это слова, которые помогают передать наше отношение к тому или иному предмету или проблеме. Слова этой лексической категории включают в свое значение оценочный компонент, который может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная оценка подобных слов отмечается в толковых словарях с помощью специальных помет (шутл., ирон., пренебр. и другие). Эмоционально окрашенная […]...
- Сочинение-размышление: Нецензурная лексика Чаще всего, Нецензурную лексику, можно услышать просто на улице. Действительно, люди не очень ограничивают себя в выражениях, таким образом, выражая собственное недовольство окружающими событиями. Никто не спорит, иногда экспрессия действительно закипает настолько, что вырывается наружу именно в такой форме. Но на сегодняшний день, нецензурная лексика скорее занимает место определенного способа коммуникации в некоторых субкультурах и […]...
- Исконная лексика Исконная лексика – лексика русского языка, неоднородная как по времени возникновения, так и по своему происхождению. Среди исконно русских слов принято различать несколько пластов: общеиндоевропейский, общеславянский, восточнославянский и собственно русский. Общеиндоевропейский лексический пласт составляют слова, существующие в русском языке и во многих других индоевропейских (балтийских, романских, германских, индийских и т. д.) языках как наследие их […]...
- Нейтральная лексика Нейтральная лексика – наиболее устойчивая часть словарного состава языка, составляющая его основу; может использоваться в любой коммуникативной ситуации, поскольку лишена какой-либо экспрессивно-эмоциональной окраски и фактически является неким эталоном, по отношению к которому и определяются все остальные функциональные слои лексики. Так, например, глагол умереть является нейтральным по сравнению с такими вариантами, как скончаться (книжный стиль), помереть […]...
- Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика Когда мы говорим о социально-диалектном расслоении лексики, то исходим из того, что социальная неоднородность общества также находит отражение в языке. Можно выделить три основные группы лексических единиц явлений, в которых это проявляется: диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Первая категория, диалектизмы, стоит особняком по отношению к двум остальным. Диалектные различия имеют территориальную природу, а потому диалектизмами называют […]...
- Поле брани – нецензурная лексика в русском языке Фонд “Общественное мнение” провел социологическое исследование, во время которого респондентам было задано три вопроса о нецензурной лексике и ее использовании. Вот какие ответы были получены: “Используют ли ваши знакомые в своей речи нецензурные выражения?” – “Да” ответили 67%. “Согласны ли вы с тем, что ненормативную лексику нельзя использовать ни при каких обстоятельствах?” – “Да” ответили […]...
- Тема урока. Повторение темы “Лексика” Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать тонкое восприятие окружающего мира, любовь к животным. Оборудование: РМ – заготовка для устного сочинения (на каждую парту). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос 1) Что такое лексика? 2) […]...
- Нелитературная и экспрессивная лексика В книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: “как принято называть у моряков”, “что в переводе на литературный язык означает…” и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам. В школьных […]...
- Словарь частотный Словарь частотный – справочник, который указывает на частоту употребления того или иного слова русского языка. Такой словарь обязательно отмечает материал, используемый при составлении словаря. Каждое слово или группа слов отмечается указанием на частоту употребления, а также содержит ссылку на тексты, в которых слово встречается. Самыми часто употребляемыми словами русского языка оказываются предлоги, союзы, частицы и […]...
- Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика” Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика”. Цели: повторить и обобщить материал по теме “Лексика”; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов […]...
- Определите, к какому стилистическому пласту относится по преимуществу лексика текста – Данилов, и вы тут? Данилов обернулся. Кудасов стоял перед ним. – Я не за себя, – сказал Данилов. – Номер-то у вас какой? – У меня никакого… – Ну а у того, вместо кого вы? Если не секрет… – Сейчас посмотрю, – сказал Данилов, – у меня где-то есть бумажка… Двести семнадцатый, что ли… […]...
- Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика” Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, Или Путешествие на остров Лексика” Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: “Лексика и фразеология” Цель: 1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. Задачи: Обобщение изученного по теме: “Лексика и фразеология” Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся Воспитание интереса к урокам русского […]...
- Старославянизмы и “возвышенная”; лексика Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова. Примеры характерных ошибок 1. Развязка – смерть в речной пучине. – Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского “Гроза”. Слово Пучина в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова – Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, […]...
- Окказионализмы Окказионализмы (от лат. occasionalis “случайный”) – это авторские неологизмы, образованные на основе имеющихся в языке словообразовательных моделей с применением существующих морфем. Используются обычно как экспрессивное художественное средство или как средство языковой игры. Чаще всего окказионализмы встречаются в речи писателей и поэтов. Так, А. С. Пушкину принадлежит авторство таких слов, как кюхелъбекерно и огончарован; В. В. […]...
- Архаизмы Архаизмы (от греч. archaios “древний”) – одна из разновидностей устаревших слов, вышедших из активного употребления вследствие замены их более новыми синонимичными словами. Так, вместо слов ланиты, живот, пагуба, сатисфакция сейчас используются соответственно щеки, жизнь, гибель, удовлетворение. В зависимости от того, какая сторона слова устарела, выделяются разные виды архаизмов: – собственно лексические – когда устарело все […]...
- Роль устаревших и книжных слов в речи (публицистической и художественной) Устаревшие слова – единицы языка, которые вышли из активного употребления. Существует два вида устаревших слов. Историзмами называются слова, которые перестали использоваться в речи по причине того, что называемые ими предметы и понятия уже не являются частью их жизни (например, наименования одежды – армяк, зипун и т. д.). Архаизмы называют предметы и явления, которые есть в […]...
- Лексика и символика в словаре названий животных Памятники древней славянской книжности донесли до нашего времени разнообразные сведения о природе, зверях, птицах, рыбах и пресмыкающихся, а также о мифических зооморфных существах. Сказания о животных представлены в памятниках различных жанров: в так называемых “естественнонаучных” сочинениях, символико-толковательных произведениях, лексикографических трудах. Средневековые рассказы о животных предполагали не только и не столько описание природных объектов как таковых, […]...
- Лексикология Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Основными задачами лексикологии являются: Определение слова как единицы лексики; Изучение слов в их отношении к неязыковой действительности; Анализ семантической структуры слова; Определение и описание основных типов лексических единиц; Характеристика лексико-семантической системы языка, то есть выявление внутренней организации лексических единиц и анализ их связей и […]...
- Стиль речи Художественный стиль – функциональный стиль речи, который используется в произведениях художественной литературы и относится к книжным стилям. Задача этого стиля – нарисовать художественный образ, выразить авторское отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Язык здесь выполняет не столько коммуникативную, сколько эстетическую функцию, формирует особый образный мир, используя специальные выразительные средства. К ним относятся […]...
- Определение. Что такое Грамматика Грамматика (греч. grammatike, от gramma “буква, написание”) – формальный строй языка как система морфологических и синтаксических категорий и форм, то есть особенности оформления слова и построения предложения, присущие языку. Слову и предложению как основным лингвистическим единицам посвящены разные разделы грамматики: слово – объект морфологии, а предложение – объект синтаксиса. Таким образом, морфология – “грамматическое учение […]...
- Старославянизмы и “возвышенная” лексика. Самостоятельные работы Задание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, – ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя […]...
- Грамматика Грамматика – формальный строй языка как система морфологических и синтаксических категорий и форм, то есть особенности оформления слова и построения предложения, присущие языку. Слову и предложению как основным лингвистическим единицам посвящены разные разделы грамматики: слово – объект морфологии, а предложение – объект синтаксиса. Таким образом, морфология -“грамматическое учение о слове”, а синтаксис – учение о […]...
- Речь Чужая речь – это различные вставки чужого текста, включаемые говорящим или пишущим в собственный авторский текст. Такого рода вставки могут представлять собой и высказывания других лиц, и слова и мысли, принадлежащие самому автору, которые он либо произнес ранее, либо намерен произнести в будущем. Принято различать три основных типа передачи чужой речи: это прямая, косвенная и […]...
- Роль графических средств в письменном тексте Русская графика располагает огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения курсив, разрядка. . Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова? Во-первых, предложение 2 оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием выделения важных слов в тексте […]...
- Определение. Что такое Лексикология Лексикология (от греч. lexikos относящийся к слову и logos учение) – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Основными задачами лексикологии являются: – определение слова как единицы лексики; – изучение слов в их отношении к неязыковой действительности; – анализ семантической структуры слова; – определение и описание основных типов лексических единиц; – характеристика лексико-семантической […]...
- Сочинение на ГИА 2014 года по тесту 2 сборника Н. А. Сениной вариант 2 Вводные слова и словосочетания играют существенную роль в нашем языке. Без них наша речь была бы сухой и невыразительной. Во-первых, вводные слова выражают уверенность говорящего и придают оттенок достоверности сказанному. Так, например, в предложении 10 вводное слово “несомненно” используется для убеждения собеседника в необоснованност и его страхов. Во-вторых, вводные слова придают речи экспрессивный характер, выражают […]...
- Профессионализмы Профессионализмы – слова и словосочетания, связанные с производственной деятельностью людей определенной профессии или сферы деятельности. В отличие от терминов, профессионализмы обычно являются специализированной частью разговорной лексики, а не литературной. В основе многих профессионализмов лежит какое-то яркое образное представление об именуемом объекте, причем оно часто бывает случайным или произвольным. Примерами таких экспрессивных слов могут служить лапки […]...
- Словарь жаргонов и ненормативной лексики Словарь жаргонов и ненормативной лексики – словарь, фиксирующий жаргонную лексику, используемую носителями языка. В словаре указывается на сферу функционирования жаргонизма и на его эмоциональную окраску. Некоторые словари ) содержат жаргонные слова, использующиеся в средствах массовой информации и знакомые многим носителям современного русского языка. Другие словари посвящены жаргонной лексике различных социальных групп населения: Толковый словарь молодежного […]...
- Анализ средств художественной выразительности по стихотворению Кляну себя за многое… Острового План: Средство выразительности – где – какую роль играет (зачем) – Рефрен – используется в начале каждой строфы (“Кляну себя за многое”) – для выделения данной фразы как основной. – Лексические повторы: местоимения (себя, я, мне, меня) – используются в течение всего стихотворения – таким образом акцентируется внимание на собственной личности автора; также читатель невольно […]...
- Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? А. Кушнер писал: ” Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова “во-первых”, “во-вторых”. Они, начав издалека, Давали повод, не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа”. Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, […]...
- Раскрыть смысл высказывания Ширяева: Мастерство писателя проявляется в использовании всех богатств и возможностей национального языка (ЕГЭ по русскому) Копилка национальной литературы навечно пополняется писателями, которые заслужили на звание классиков. Им удалось создать произведения, нашедшие отклик в сердцах множественного числа читателей. Безусловно, подобное могло произойти потому, что эти авторы наделены талантом подбора удачных слов и выражений, обладающих способностью к затрагиванию душ людей. Бесспорно, Константин Паустовский, по праву считается классиком русской литературы. Во время прочтения […]...
- Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по тесту 1 сборника Н. А. Сениной 2014 года 1 вариант И. Б. Голуб писала: “Литераторы часто используют обращение, которое отражает свойственные разговорной речи интонации нежности, участия”. Думаю, лингвист имела в виду то, что в языке художественной литературы часто встречаются обращения, передающие чувства ласки и отзывчивости. Приведу примеры из текста Е. Гришковца. Во-первых, в предложении №6 отец, обращаясь к сыну, нежно называет его “сынок”. […]...
- Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова – неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова могут использоваться […]...