Классный час. Ссоры и обиды – как их избежать



Ссоры и обиды – как их избежать

Учитель. Правила добрых взаимоотношений просты. Всегда исходите из того, что перед вами – хороший человек.

Если он не замечает, что делает плохо – обратите внимание; не понимает, к чему его поведение приводит, объясните; не знает, как сделать лучше – подскажите; переживает – успокойте. Боль, которую он причинил вам, простите.

1 ученик. Обижаться всерьез всегда вредно и глупо. Обижаться всерьез нельзя никогда.

2 ученик. Мы можем найти кучу поводов для обид. Нам всегда легко ответить

на вопрос: “ПОЧЕМУ я обиделся?”.

Но мы никогда не сможем ответить на вопрос: “ЗАЧЕМ я обиделся? Какой результат от этого я получу?”

1 ученик. А результат всегда будет отрицательный.

Учитель. Сразу с этим трудно согласиться. Но давайте рассмотрим конкретные житейские ситуации.

Попробуем найти пути, позволяющие избежать ссор и обид в отношениях.

Героями, а точнее, героинями наших ситуаций будут подруги Света и Вика. Им по 16 лет. Света – серьезная, ответственная девушка, любит читать, увлекается музыкой. Вика обычно спокойная, улыбчивая, не очень ответственная, тоже любит

читать.

Они живут рядом, учатся в параллельных классах. Ходят вместе в кино, болтают, им друг с другом интересно.

2 ученик. Света зашла к Вике и угостила ее виноградом, который только что купила на рынке. Она заметила, что у Вики на столе лежал пакет с персиками – но Вика постаралась незаметно убрать его в холодильник.

1 ученик. Как Свете отнестись к этому?

Обсуждение

Учитель. Если дружба Светы и Вики основана на принципе “ты мне – я тебе”, если Света угощала Вику в надежде получить что-то в обмен, то надо немедленно устроить “разборку”, обидеться, закатит скандал и отобрать виноград… Но тогда это уже не дружба.

Почему так поступила Вика – неизвестно. А когда что-то непонятно, надо думать о человеке лучшее. Не так ли?

Возможно, Вика купила персики для больной бабушки.

2 ученик. Света увидела у Вики интересную книгу:

1 ученик. – Вик, дай почитать!

2 ученик. – Не дам, потеряешь.

1 ученик. – Не потеряю! Я никогда в жизни книги не теряла!

2 ученик. – Эту – не дам!..

1 ученик. Как Свете отнестись к этой ситуации? А к Вике?

Обсуждение

Учитель. К ситуации надо отнестись спокойно: “Ну и ладно”. Не дает – значит, есть причина. К Вике тоже надо отнестись хорошо.

Если уж очень хочется, шутливо-доброжелательно сказать: “Ну и жадина”.

1 ученик. Теперь Вика попросила диск у Светы, она дала. Вика обещала вернуть ее через неделю – неделя прошла, а Вика молчит…

2 ученик. Что делать Свете?

Обсуждение

Учитель. Если диск пока ей не нужен, можно подождать еще. Потом попросить, чтобы вернула. Какая бы причина ни была, обижаться бестолково, лучше подумать о том, как договариваться с Викой в будущем, учитывая ее необязательность.

Если Вика уже неоднократно нарушала свои обещания, Света в праве ей сказать (спокойно): “Ты обещала – и не сделала. В один прекрасный момент ты можешь меня подвести. Я этого не хочу.

Больше у меня ничего не проси – не дам. Не обижайся”.

1 ученик. Диск Вика так и не вернула. Через некоторое время Света позвонила и сказала, что диск ей срочно нужен, сейчас.

2 ученик. Вика призналась, что диск потеряла. Возместить потерю невозможно, поскольку диск редкий.

1 ученик. Как Свете отнестись к потере диска?

2 ученик. А как реагировать на Вику?

Обсуждение

Учитель. Это не самая страшная потеря в жизни. Вещи, к сожалению, иногда теряются…

И когда вы что-то даете, помните о такой возможности. Вику надо внимательно выслушать – все, что она захочет объяснить. Затем, исходя из того, что это общая неприятность, надо Вику успокоить. Если Света решит больше не давать Вике ничего – это ее право.

Никаких обид и осуждения в ее адрес не должно быть.

1 ученик. У Вики всего один день, чтобы подготовить доклад по истории. Тема очень сложная и обширная. Она позвонила Свете и попросила ее помочь.

Света большого желания не проявил, сразу нашлись какие-то дела.

2 ученик. Как Вике отнестись к этой ситуации? Что сказать?

Изменить ли отношение к Свете?

Обсуждение

Учитель. Во-первых, у Светы действительно могут быть другие планы. Но даже если ей просто не захотелось помочь, обид быть не должно. Зачем обижаться?

Обида дружбу не укрепит, к взаимопомощи не побудит. Да и вообще – какие для обиды основания?

1 ученик. Света поделилась с Викой своими душевными переживаниями, надеясь на ее сдержанность. Но через неделю она обнаружила, что о ее проблемах знают посторонние.

Ей неприятно.

2 ученик. Должна ли Света что-то сказать Вике? Как?

Стоит ли ей что-нибудь изменить в их отношениях? Надо ли, чтобы Вика это почувствовала?

Обсуждение

Учитель. Да, Свете стоит сказать Вике, что она не рассчитывала на то что о ее проблемах узнают посторонние. Но виновата, скорее, она сама: надо предупреждать, что информация для третьих лиц не предназначена.

Кто-то в подобной ситуации решает категорично: “Людям вообще ничего доверять нельзя”. С этим и живут всю жизнь.

/ Ссоры и обиды – как их избежать/


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Классный час. Ссоры и обиды – как их избежать