Классный час на тему “День Земли. Воды и Чистого воздуха”



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №3”

Муниципального образования – городской округ город Касимов

“День Земли. Воды и Чистого воздуха”

Методическая разработка классного часа

Разработал: учитель химии МБОУ “СОШ №3”

С. В. Толмачева

Касимов, 2015

День Земли. Воды и Чистого воздуха.

Девиз: “Сохранить природу – сохранить жизнь “

Цели: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Эпиграф:

Нельзя допустить, чтобы люди

Направляли на свое уничтожение

Те силы природы, которые они

Сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри(слайд)

План.

Значение природы для человека.

Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Какова экологическая обстановка в нашем городе?

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

В

брифинге принимают участие:

– эколог,

– представитель комитета по охране природы,

– медицинский работник,

– экономист.

В роли специалистов выступают учащиеся 8 классов, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.

.

Ход брифинга

I. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.

Ведущий (учитель). Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить “чудеса света” – чудеса, сотворен­ные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Все­ленной.

Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оста­ваться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таин­ственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все за­гадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и ис­тории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, гря­дущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает че­ловеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее.

Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. “Сохранить природу – сохра­нить жизнь” – тема брифинга.

В нашем брифинге принимают участие: экологи, медицин­ские работники, экономист

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек,

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды…

Все меньше – окружающей природы…

Все больше – окружающей среды. (сдайд)

Всего несколько строк стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя ока­зались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они мо­гут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

Пре­доставим слово ведущим специалистам.

II. Выступления специалистов.

Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмот­реть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.

– Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни че­ Ловека?

С информацией по этому вопросу выступает эколог.

Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных жи­вотных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал “преслушников, ко­торые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание бато­гами, посылать в каторжную работу”. Этим же указом Петр I по­требовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: “…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…”.

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положи­тельны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает прино­сить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позво­лил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозмож­но, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окру­жающей среды.

Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заво­ды, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернад­ский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть толь­ко один – полное ее уничтожение.

Выражение “необходим как воздух” возникло не случайно.
Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без
Воздуха – минуты. .

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу вы­брасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.

Возможные отрица­тельные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности ок­ружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – “легкие планеты”, безотказные фильтры атмосферы, – вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древе­сины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, пере­даваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых “мутан­тов”. К их числу относятся радиация, активные химические веще­ства, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без вся­кого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочис­ленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны.

И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА…(картинки)

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

– Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

– А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

– Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

– Да сын ли ты мне, Человек?

В. Глебов

Ведущий. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

– Какое влияние окружающая среда оказывает на здоро­вье людей?

С информацией выступает медицинский работник.(картинки)

Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43-45 % Повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды.

В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загряз­нения на возникновение заболеваний центральной нервной систе­мы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мер­творожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превы­шение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболе­ваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось коли­чество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболе­ваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопи­телями металлов и стойких химических соединений, их употребле­ние опасно для здоровья.

Ведущий. Изменение среды самым непосредственным об­разом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе по­ставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных.

В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек.

Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, навод­нения, землетрясения…).

– Что может сделать каждый из нас Для Сохранения при­роды?

Слово предоставляется экономисту.

Экономист. Прежде всего, необходимо создавать безо­пасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства.

Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см тре­ Буется, по подсчетам ученых, 2000 лет. (слайд)

Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каж­дый школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)

“Будьте активными защитниками природной среды!”

Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов…

Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарствен­ных растений…).

Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках…).

Украшайте в зеленый наряд города и села. (на слайды с иллюстрациями)

III. Заключительная часть

Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном кругово­роте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы.

Это нала­гает огромную ответственность за ее сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следова­тельно, жизни на Земле.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Классный час на тему “День Земли. Воды и Чистого воздуха”