Классик японской городской литературы Ихара Сайкаку

Ихара Сайкаку – один из псевдонимов признанного классика японской городской литературы периода позднего средневековья. Достоверных фактов о его жизни не сохранилось. Отдельные данные, которые касаются биографии Ихара Сайкаку, дошли к нам в записях некоторых его современников и потомков.

Из этих записей становится известно, что Ихара Сайкаку родился в городе Осака, который называли “рисовым рынком Японии”, в семье зажиточного купца. Перспектива продолжить родительское дело не весьма привлекала юношу, поэтому он попробовал найти

себя в литературе. Известно, что свою литературную карьеру Ихара Сайкаку начал как поэт и на этом поприще достиг определенных успехов: за свой необыкновенный талант поэтической импровизации он вошел в историю средневековой японской поэзии как “мастер двадцати тысяч строк”.

Как поэт, Ихара Сайкаку “специализировался” преимущественно в жанре “ренга”. Поэзия в жанре рента создавалась путем импровизации – игры, в которой принимали участие, как правило, три поэта. Первый из них создавал начальную строфу (строфа хайку: 5-7-5 слогов), второй – следующую из двух 7-составных строк – и в результате

получалась танка.

Третий участник снова составлял трехстрочную строфу, аналогичную первой, и т. д. Следствием подобных импровизаций были большие по объему стихи (от 100 до 1000 строф). Основной темой ренга была пейзажная лирика, отдельное ее направление образовывала лирика шутливого содержания, непревзойденным мастером которой и стал Ихара Сайкаку. Но наибольшую славу он заслужил все же не как поэт, а как прозаик.

К прозе Ихара Сайкаку обратился в последнее десятилетие своей жизни.

По некоторым данным, переориентация в литературных вкусах в значительной мере была вызвана рядом драматических событий в личной жизни, Ихара Сайкаку оставил родное жилье и отправился в странствования по стране, во время которых, как он сознался, “где только мог, собирал зерна, из которых прорастают истории”, – сказки, пересказы, легенды разных уголков страны. Собранный во время странствований жизненный материал и составил основу прозаического наследия писателя.

Расцвет прозы Ихара Сайкаку припал на пору расцвета в Японии городской цивилизации и городской культуры. В историю японской литературы Ихара Сайкаку вошел как прозаик, который одним из первых воссоздал реалии жизни современного города, увиденные глазами его типичного жителя: ремесленника, торговца и т. п. В жанровом аспекте проза Ихара Сайкаку опирается на традиции жанра канадзоси (развлекательно-дидактические рассказы), который в конце XVII ст. трансформировался в жанр укие-дзоси (“рассказ о тщеславии мира”), где доминировали новеллы и повести бытового, часто – эротического, содержания, что было своеобразным “восточным эквивалентом” западноевропейской новеллы эпохи Возрождения.

Ихара Сайкаку считается основоположником трех тематических направлений этого жанра: косекумоно (новеллы о любви и любовных развлечениях), букемоно (новеллы о жизни самураев) и тенинмоно (новеллы о жизни мещан). Первое тематическое направление – косеку-моно – в прозаическом наследии Ихара Сайкаку представлено рядом объединенных в циклы новелл: “История любовных приключений одинокого мужчины” (1682), “История любовных приключений одинокой женщины” (1686), “Пятеро влюбленных женщин” (1686). В “Истории любовных приключений одинокого мужчины”, которая начала серию знаменитых “повестей о любви”, созданных Ихара Сайкаку, изображены яркие картины жизни “веселых кварталов” японских городов Осака и Киото.

Главный герой произведения – сын богатого купца и гетеры, юноша Йоноске превращает свою жизнь в сплошные любовные приключения.

Разгневанный отец лишает его наследства, но и это не останавливает молодого искателя развлечений. В возрасте 54 лет, Йоноске, как сообщает Ихара Сайкаку, познал любовь 3742 женщин и 725 юношей. После смерти отца он таки наследует его богатство, но с годами, потеряв бывшую юношескую привлекательность, Йоноске (вопреки средневековым моральным представлениям, которые требовали в таком случае заслужить прощение молитвами и добродетельной жизнью грехи юности) на купленном корабле отправляется на поиски легендарного Острова Женщин, своеобразного эротического рая, где надеется доживать так же, как он это делал в наилучшие годы своей юности.

Образ главного героя в значительной мере условный, наполненный гротеском и иронией, которые, с одной стороны, бросают вызов пуританской средневековой морали, а, с другой стороны, до определенной степени пародируют сюжет известного произведения Мурасаки Сикибу.

В “Истории любовных приключений одинокой женщины” речь идет о жизненной судьбе красавицы-гетеры, которая, торгуя своим телом, старается занять достойное место в жизни. Вопреки пренебрежительному отношению к ее занятию со стороны окружающих, эта женщина неизменно сохраняет чувство собственного достоинства, стремление быть свободной и независимой. Но законы общества, в котором она живет, калечат ее жизнь и после многих “взлетов” и “падений”.

Дожив до пожилого возраста, она опускается на дно общества.

В цикле новелл “Пятеро влюбленных женщин” Ихара Сайкаку раскрывает трагическое положение женщин, которые стараются противостоять диктату со стороны мужчин и добывают в борьбе право самим вершить свою судьбу. Все новеллы цикла основываются на реальных событиях из тогдашней жизни и в каждой из них речь идет о “незаконной” любви, которая перечеркивает установленные нормы морали и завершается трагически – самоубийством или публичной смертной казнью женщины, которая решилась бросить вызов обществу. Второе тематическое направление – букемоно – начато в творчестве Ихара Сайкаку циклами новелл “Заметки о передаче боевых искусств” и “Повести о самурайской обязанности”, в которых речь идет о жизни самураев, их морали и обычаях, о специфическом этикете этой средневековой военной касты. К третьему тематическому направлению прозы Ихара Сайкаку – тенинмоно – относятся новеллистические циклы “Вечная казна Японии” (“Нихон эйтайгура”, 1688), “Заветные мысли о том, как лучше прожить в этом мире” (“Секен муне сане”, 1692) и др.

Новеллы этой группы адресованы жителям города и являются своеобразными учебниками жизненной мудрости. Здесь подаются моральные и практические установки, которыми должен руководствоваться представитель современной городской цивилизации, чтобы достичь успеха в жизни. Идеалом современного ему типа поведения Ихара Сайкаку считал прагматизм и рационализм.

Человек должен стремиться в жизни к благосостоянию, счастью. Жанровое разнообразие прозы Ихара Сайкаку не ограничивается перечисленными произведениями. В его творческом наследии есть также иронический новеллистический сборник “Двадцать непочтительных детей нашей страны”, которая пародирует китайскую дидактическую книгу XIII ст. “Двадцать четыре примера почтительного отношения детей к своим родителей”, сборник новелл, в которых речь идет о судебных недоразумениях “Рассмотрение дел в тени сакуры в нашей стране” (1689), эпистолярный сборник “Свиток старых писем” (1693).

Творчество Ихара Сайкаку современные исследователи ставят в один ряд с такими выдающимися достижениями западноевропейской прозы, как творчество Дж. Боккаччо, Дж. Чосера, Ф. Рабле, М. де Сервантеса.

Вопреки разным художественным манерам всех этих творческих индивидуальностей, вопреки отличию в культурных традициях стран, которые они представляли, всех их объединяет настоящий гуманизм, жизнерадостность, творческая свобода, решительность в стремлении сломать стереотипы средневекового мышления и утвердить новые принципы художественного видения мира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Классик японской городской литературы Ихара Сайкаку