Киров – с нами!

Хотя Киров – исторически и фактически Вятка – на карте нынешних газпромовских стратегий “кружком отмечен не всегда”, на карте российской культуры город занимает одно из ведущих мест. По крайней мере, в сфере школьного образования. При всех социально-экономических трудностях (количество учащихся за последние 10 лет сократилось на 110 тысяч; 70% школ – малокомплектные сельские; лишь чуть больше половины школ имеют все виды благоустройства) область входит в “золотую дюжину” регионов по уровню работы с одаренными детьми (8-е место

в России) и удерживает высокую позицию по качеству образования (19-е место из 88).

Достигнут этот результат потому, что в Кирове знают не понаслышке, что такое инновации в образовании – и внедряют их в практику не один десяток лет. Сильнейшая инновационная школа не только местного, но и общероссийского уровня – Вятская гуманитарная гимназия (ВГГ) – празднует в этом году пятнадцатилетие с момента присуждения ей гимназического статуса. А через два года ВГГ будет отмечать свое столетие.

На конференции “Инновационное образование: 15 лет поиска”, состоявшейся в ВГГ 2-3 ноября, газета “Литература”

была почетным гостем.

Известно, что в образовании сегодня многое держится на энтузиазме. При всей заботе властей о системе образования реальное финансовое и материальное положение дел в этой сфере выглядит пока весьма далеким не то что от идеала – даже от нормы. Энергия, которая нужна для постоянного роста и обновления, берется исключительно из человеческих источников.

Даже один неравнодушный, отдающий себя делу педагог может организовать вокруг себя творческое пространство – представьте же теперь, какое мощное энергетическое поле возникает, если объединяют свои усилия десятки творческих учителей, воспитателей, администраторов, если им удается создать Школу.

Вятская гуманитарная гимназия и есть такая Школа с большой буквы. Это одна из самых энергетических точек современного российского образования. Может быть, поэтому сюда так тянутся люди: конкурс на поступление больше, чем в столичные вузы, на курсы повышения квалификации, которые открыты гимназией, приезжают педагоги из других областей, а среди научных руководителей гимназии – специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

Конференция “Инновационное образование: 15 лет поиска” также собрала коллег из разных регионов: Республики Коми, Удмуртии, Пермского края, Свердловской области.

Мне много приходилось бывать на разных образовательных конференциях и семинарах – еще нигде (включая зарубежные поездки) я не видел такого высокого уровня организации работы, такого разнообразного “ассортимента” идей, такой слаженности и профессионализма. Культуре презентации опыта у педагогов ВГГ могут поучиться многие известные столичные школы. Важно при этом, что презентация – с использованием современных мультимедийных средств – не становится самоцелью, глянцевой упаковкой, скрывающей за собой пустоту (как часто это теперь бывает). Многие идеи, внедряемые ВГГ в своей повседневной практике и предъявленные на конференции, настолько ценны и сложны содержательно, что к ним тянет еще и еще раз возвратиться – чтобы додумать, доспорить, прожить.

Идея этой конференции, как и многих других коллективных мероприятий, организуемых гимназией, как раз и состоит в общем проживании накопленного опыта. Круглые столы, мастерские, музейные уроки, знаменитые “погружения” в историческую эпоху, академические чтения, представление сетевых образовательных программ, практические занятия по “жизненному ориентированию”, интегративные проекты – вот лишь часть жанров, в которых происходило общение и взаимодействие коллег на конференции. Процесс, разворачивающийся параллельно в разных точках гимназии, запечатлевался фото – и видеокамерами, обрабатывался школьниками-журналистами (в гимназии регулярно выпускается восьмиполосная цветная газета “На улице Свободы”) и в обобщенном виде предъявлялся участникам конференции на так называемых итоговых “распаковках”.

Все это создавало удивительный эффект полноты происходящего события, его неисчерпаемости и многогранности.

В эту гимназию стоит приезжать учиться. Говоря это, я имею в виду тех коллег, кто делает своими руками гуманитарное образование в школе. Опыт ВГГ настолько интересен и – главное – заразителен, энергетически насыщен, что после знакомства с ним ты становишься другим.

Самим фактом своего существования Вятская гуманитарная гимназия отменяет понятие Провинциального в образовании – как отсталого, несовременного, чуть смешного. Вятка (пока что Киров) с нами, и этот шанс нам нужно использовать. Чтобы подняться на новую высоту.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Киров – с нами!