Кэррол Л. биография

КЭРРОЛЛ, ЛЬЮИС (Carroll, Lewis) (1832-1898; наст. имя – Чарлз Латуидж Доджсон, Charles Lutwidge Dodgson), английский детский писатель, математик, логик. Родился 27 января 1832 в Дарсбери близ Уоррингтона (графство Чешир). Чарлз Латуидж был третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо мальчиков и семь девочек.

Образованием юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, затем мальчика определили в грамматическую школу Ричмонда. Полтора года спустя он поступил в Рагби-Скул. Здесь он проучился четыре года, проявив выдающиеся способности к математике и богословию. В мае 1850 был зачислен в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета и в январе следующего года переехал в Оксфорд.

Победив в конкурсе на стипендию Боултера в 1851 и удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим языкам и античным литературам в 1852, юноша был допущен к научной работе. В 1855 он был назначен лектором по математике и оставался на этой должности до своей отставки в 1881. Доджсон жил при колледже до своей кончины в 1898.
Значительное число книг и брошюр по математике и логике свидетельствует о том, что Доджсон был добросовестным членом ученого общества. Среди них – Алгебраический разбор пятой книги Евклида (The Fifth Book of Euclid Treated Algebraically, 1858 и 1868), Конспекты по алгебраической планиметрии (A Syllabus of Plane Algebraical Geometry, 1860), Элементарное руководство по теории детерминантов (An Elementary Treatise on Determinants, 1867) и Евклид и его современные соперники (Euclid and His Modern Rivals, 1879), Математические курьезы (Curiosa Mathematica, 1888 и 1893), Символическая логика (Symbolic Logic, 1896).
Дети интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он придумывал игры, сочинял рассказы и стишки и рисовал картинки для младших братьев и сестер. Необычайно сильная привязанность Доджсона к детям (причем девочки почти вытеснили мальчиков из круга его друзей) озадачивала еще его современников, новейшие же критики и биографы не перестают умножать число психологических расследований личности писателя.
Из детских друзей Доджсона более всего прославились те, с кем он подружился ранее всех, – дети Лидделла, декана его колледжа: Гарри, Лорина, Элис (Алиса), Эдит, Рода и Вайолет. Любимицей была Элис, скоро ставшая героиней импровизаций, которыми Доджсон развлекал своих юных друзей на речных прогулках либо у себя дома, перед фотокамерой. Самую необыкновенную историю он рассказал Лорине, Элис и Эдит Лидделл и канонику Дакуорту 4 июля 1862 близ Годстоу, в верховьях Темзы. Элис упросила Доджсона записать этот рассказ на бумаге, чем он и занимался на протяжении нескольких последующих месяцев.

Затем, по совету Генри Кингзли и Дж. Макдоналда, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив еще несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла, и в июле 1865 выпустил в свет Приключения Алисы в Стране чудес (Alice’s Adventures in Wonderland). Продолжение, также из ранних рассказов и более поздних историй, поведанных юным Лидделлам в Чарлтон-Кингзе, близ Челтнема, в апреле 1863, вышло на Рождество 1871 (указан 1872) под названием Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса (Through the Looking-Glass and What Alice Found There).

Обе книги проиллюстрировал Д. Тенньел (1820-1914), следовавший точным указаниям Доджсона. И Страна Чудес, и Сквозь зеркало рассказывают о событиях, которые происходят как бы во сне. Дробление повествования на эпизоды позволяет писателю включить рассказы, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, вроде “улыбки Чеширского Кота” или “безумного шляпника”, либо забавно разворачивались ситуации таких игр, как крокет или карты.

Сквозь зеркало в сравнении со Страной Чудес отличается большим единством сюжета. Здесь Алиса попадает в зеркально отраженный мир и становится участницей шахматной партии, где пешка Белой Королевы (это Алиса) достигает восьмой клетки и сама превращается в королеву. В этой книге тоже есть популярные персонажи детских стишков, в частности Шалтай-Болтай (Humpty Dumpty), с комично-профессорским видом трактующий “придуманные” слова в “Бармаглоте” (“Jabberwocky”).

У Доджсона хорошо получались юмористические стихи, а некоторые стихи из книг об Алисе он напечатал в “Комик-таймс” (приложении к газете “Таймс”) в 1855 и в журнале “Трейн” в 1856. Он опубликовал еще много стихотворных подборок в этих и других периодических изданиях, таких, как “Колледж Раймз” и “Панч”, анонимно либо под псевдонимом Льюис Кэрролл (сначала было латинизировано английское имя Чарлз Латвидж – получилось Каролус Людовикус, а затем оба имени поменялись местами и были вновь англизированы). Этим псевдонимом были подписаны обе книги об Алисе и сборники стихов Фантасмагория (Phantasmagoria, 1869), Стихи? Смысл? (Rhyme?

And Reason?, 1883) и Три заката (Three Sunsets, 1898). Известность получил также стихотворный эпос в жанре нонсенса Охота на Снарка (The Hunting of the Snark, 1876). Роман Сильвия и Бруно (Sylvie and Bruno, 1889) и его второй том Заключение Сильвии и Бруно (Sylvie and Bruno Concluded, 1893) отличаются сложностью композиции и смешением элементов реалистического повествования и волшебной сказки.

Умер Кэрролл в Гилфорде 14 января 1898.

КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис [наст. имя Чарлз Лютвидж (Латуидж) Доджсон, Dodgson] (1832-98), английский писатель, математик и логик. Автор популярных повестей для детей “Алиса в стране чудес” (1865) и “В Зазеркалье” (1871). Научные работы Кэрролла предвосхитили некоторые идеи математической логики.
* * *
КЭРРОЛЛ Льюис (Carroll, Lewis), литературный псевдоним английского писателя, математика и логика Чарлза Лютвиджа Доджсона (Dodgson) (27 января 1832, Дарсбери, графство Чешир, Англия – 14 января 1898, Гилфорд, графство Суррей, Англия).
Оксфордский “дон”
Родился в многодетной семье англиканского священника. Окончив с отличием колледж Церкви Христовой (Christ Church College) Оксфордского университета по математике и классическим языкам и получив степень магистра (Master of House), Доджсон принял младший духовный сан диакона (в клерикальном Оксфорде принятие сана было непременным условием избрания в члены колледжа) и стал “доном” – членом колледжа Церкви Христовой, которым оставался до конца жизни. Обязанности члена колледжа не были особенно обременительными и оставляли много свободного времени, которое “дон” мог заполнять по собственному усмотрению.

Доджсон предпочитал проводить долгие часы за конторкой, занимаясь литературным творчеством.
Рождение псевдонима
Издатель журналов и писатель Эдмунд Йетс посоветовал Доджсону придумать псевдоним, и в “Дневниках” Доджсона появляется запись от 11 февраля 1865: “Написал мистеру Йетсу, предложив ему на выбор псевдонимы: 1) Эдгар Катвеллис [имя Edgar Cuthwellis получается при перестановке букв из Charles Lutwidge]; 2) Эдгард У. Ч. Вестхилл [рецепт получения псевдонима тот же, что и в предыдущем случае]; 3) Луис Кэрролл [Луис от Лютвидж – Людвик – Луис, Кэрролл от Чарлза]; 4) Льюис Кэррол [по тому же принципу “перевода” имен Чарлз Лютвидж на латынь и обратного “перевода” с латыни на английский]”. Выбор пал на Льюиса Кэрролла. С тех пор Чарлз Лютвидж Доджсон все свои “серьезные” математические и логические работы подписывал настоящим именем, а все литературные – псевдонимом, упорно отказываясь признавать тождество Доджсона и Кэрролла.
В нерасторжимом союзе скромного и несколько чопорного Доджсона и яркого Кэрролла первый явно проигрывал второму: литератор Льюис Кэрролл был лучшим математиком и логиком, чем оксфордский “дон” Чарлз Лютвидж Доджсон
Математик Доджсон
Математические работы Доджсона не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории математики. Его математическое образование исчерпывалось знанием нескольких книг “Начал” Евклида, основ линейной алгебры, математического анализа и теории вероятности; этого было явно недостаточно для работы на “переднем крае” математической науки 19 в.,переживавшей период бурного развития (теория Галуа, неевклидова геометрия Н. И. Лобачевского и Я. Бойяи, математическая физика, качественная теория дифференциальных уравнений и др.). Сказывалась и по существу полная изоляция Доджсона от научного мира: не считая непродолжительных визитов в Лондон, Бат и к сестрам, Доджсон все время проводил в Оксфорде, и только в 1867 привычный уклад его жизни был нарушен поездкой в далекую Россию (впечатления от этой поездки Доджсон изложил в знаменитом “Русском дневнике”). В последнее время математическое наследие Доджсона привлекает все большее внимание исследователей, обнаруживающих его неожиданные математические находки, так и оставшиеся невостребованными.

Достижения Доджсона в области математической логики намного опередили свое время. Он разработал графическую технику решения логических задач, более удобную, чем диаграммы Эйлера или Венна. Особого искусства Доджсон достиг в решении так называемых “соритов”.

Сорит – это логическая задача, представляющая собой цепочку силлогизмов, у которых изъятое заключение одного силлогизма служит посылкой другого (к тому же оставшиеся посылки перемешаны; “сорит” по-гречески означает “куча”). Свои достижения в области математической логики Ч. Л. Доджсон изложил в двухтомной “Символической логике” (второй том был найден недавно в виде гранок в архиве научного оппонента Доджсона) и – в облегченном варианте для детей – в “Логической игре”. Писатель Кэрролл Неповторимое своеобразие кэрролловского стиля обусловлено триединством его литературного дара мышления математика и изощренной логики. Вопреки распространенному мнению о том, будто Кэрролл наряду с Эдвардом Лиром может считаться основоположником “поэзии нелепостей” (“nonsense poetry”), Кэрролл в действительности создал иной жанр “парадоксальной литературы”: его герои не нарушают логики, а наоборот, следуют ей, доводя логику до абсурда.

Самыми значительными литературными произведениями Кэрролла по праву считаются две сказки об Алисе – “Алиса в Стране Чудес” (1865) и “Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса” (1871), обычно для краткости называемая “Алиса в Зазеркалье”. Смелые эксперименты с языком, множество затрагиваемых в сказках об Алисе тонких логических и философских вопросов, многозначность (“полисемантичность”) высказываний действующих лиц и ситуаций делают “детские” произведения Кэррола излюбленным чтением “седовласых мудрецов”. Черты уникального кэрролловского стиля отчетливо ощутимы и в других произведениях Кэрролла: “Сильви и Бруно”, “Охоте на Снарка”, “Полуночных задачах”, “Истории с узелками”, “Что черепаха сказала Ахиллу”, “Аллен Браун и Карр”, “Евклиде и его современных соперниках”, письмах к детям.

Кэрролл был одним из первых английских фотохудожников. Его работы отличаются естественностью и поэтичностью, особенно снимки детей. На знаменитой международной выставке фотографии “Род человеческий” (1956) английские фотографы 19 века были представлены единственным снимком работы Льюиса Кэрролла. В России Кэрролл пользуется широкой известностью с конца прошлого века.

Сказки об Алисе неоднократно (и с различным успехом) переводились и пересказывались на русский язык, в частности, В. Набоковым. Но один из лучших переводов осуществил Б. В. Заходер. Истории, придуманные Кэрролом, любят не только дети, но и взрослые. Льюис Кэрролл
27.01.1832 – 14.01.1898
Чарльз Лютвидж Доджсон, больше известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, родился в деревне Дэрсбери, в графстве Чешир.
Был старшим сыном, но третьим ребенком в большой семье, в которой после него родилось еще 8 братьев и сестер. Когда Чарльзу было 11 лет, семья переехала в деревню Крофт, неподалеку от Ричмонда (графство Йоркшир). Мальчик сначала обучался дома, поступив затем, в возрасте 12 лет, в школу в Ричмонде. и затем перейдя и окончив в школу в Рэгби.

Через два года после окончания школы, в 1851 году, Чарльз едет в Оксфорд и поступает в колледж, в котором, в свое время, обучался его отец, в Крайст Черч. Он не пробыл в Оксфорде и двух дней, как из дома пришли печальные вести о смерти его матери.
В учебе он не всегда трудился достаточно хорошо, но был очень одарен и достижения давались ему легко. В октябре 1854 года Чарльз получает степень бакалавра, в 1857 – степень магистра. В конце концов, его математический талант позволяет ему занять пост лектора в Крайст Черч, который он оставит только в 1881 году.

В 1882 году он примет на себя обязанности куратора Клуба преподавателей в этом же колледже.
С юности писал стихи и короткие истории, отсылая их в различные журналы. Между 1854 и 1856 годами его работы появляются в национальных изданиях “The Comic Times” и “The Train”. Именно в 1856 году появляется псевдоним “Льюис Кэррол”, составленный из настоящего имени автора: Льюис – это английская форма от Людовикус, которая, в свою очередь, является, латинской формой от имени Лютвидж, а Кэрролл – это английская версия от латинского Каролус, то есть Чарльз.
В 1856 году знакомится с семьей декана Генри Лидделла, в том числе, с тремя его дочерьми – Лориной, Эдит и Алисой. Именно для них, 4 июля 1862 году, во время прогулки по реке, Чарльз сочинил сказку, которую потом записал, а затем и опубликовал, назвав “Алиса в стране чудес”. В 1872 году увидело свет продолжение этой чудесной сказки – “Алиса в Зазеркалье”, немного более печальная история, но не менее чудесная.
1856 год, кроме прочего, еще и год начала занятий м-ра Доджсона фотографией. За время увлечения этим видом искусства (он перестал снимать в 1880 году по невыясненным причинам) он создал около 3000 снимков, из которых уцелело менее 1000.
В последние годы жизни, несмотря на все увеличивающуюся популярность, его жизнь почти не изменилась. Он преподавал в колледже до 1881 года и жил в своем доме при колледже до самой смерти. Последняя его книга “Сильви и Бруно” была опубликована в 1889 году (первая часть, вторая часть была опубликована в 1893 году), но, к сожалению, имела небольшой успех.
Умер Чарльз Лютвидж Доджсон в доме своей сестры в Гилфорде, от воспаления легких, не дожив двух недель до 66 лет. Похоронен на Гилфордском кладбище.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Кэррол Л. биография