Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг



1. Кельты

– Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия – центр культуры. – Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, “предшествующий” человек) – Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII) – Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры – Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев – Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия

– первобытный синкретизм (теория Веселовского)

2. Черты мифологического предания

– не было разделения искусств,

не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово

– это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал

– искусство сакрально

– вера в “правильность” искусства, которая может повлиять на мир

– процессом руководил вождь-друид

– сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит

– миф – оформление этого предания в слове

– миф так же секретен, как искусство

– миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится

– категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно,

не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно

– прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов.

Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир

– роль человека мала, главное – события, нет этических оценок

3. Ирландские саги:

Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т. к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли.

Дошли – с XII.

– героические саги (=ранние саги, VII) – уладский (=ольстерский) цикл

– название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии

– Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копье кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нем воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.

– каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя (“Похищение быка из Куальнге”)

– цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов. – фантастические саги (цикл о мореплаваниях)

– тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости

5. Особенности стиля:

– ясный, четкий – нарядный, украшенный множеством риторических фигур

6. Литературные особенности:

– эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман. – эпос существует вне конкретного времени и пространства – герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой – незаметная гиперболизация – бросал копье из-под воды – много батальных сцен

7. Словесные особенности:

– ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический – мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т. к. их внутренний смысл обычно меняется – аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче

Ирландский героический эпос III – VIII

– христианизация V не повлияла на кельтское общество – первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) и певцы-рассказчики.

Певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) и филиды (советники князей и “мудрецы” и рассказчики эпических преданий)

– повести – “скелы” – саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам – первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг