Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг
1. Кельты
– Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия – центр культуры. – Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, “предшествующий” человек) – Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII) – Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры – Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев – Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия
– первобытный синкретизм (теория Веселовского)
2. Черты мифологического предания
– не было разделения искусств,
– это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал
– искусство сакрально
– вера в “правильность” искусства, которая может повлиять на мир
– процессом руководил вождь-друид
– сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит
– миф – оформление этого предания в слове
– миф так же секретен, как искусство
– миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится
– категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно,
– прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов.
Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир
– роль человека мала, главное – события, нет этических оценок
3. Ирландские саги:
Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т. к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли.
Дошли – с XII.
– героические саги (=ранние саги, VII) – уладский (=ольстерский) цикл
– название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии
– Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копье кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нем воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.
– каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя (“Похищение быка из Куальнге”)
– цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов. – фантастические саги (цикл о мореплаваниях)
– тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости
5. Особенности стиля:
– ясный, четкий – нарядный, украшенный множеством риторических фигур
6. Литературные особенности:
– эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман. – эпос существует вне конкретного времени и пространства – герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой – незаметная гиперболизация – бросал копье из-под воды – много батальных сцен
7. Словесные особенности:
– ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический – мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т. к. их внутренний смысл обычно меняется – аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче
Ирландский героический эпос III – VIII
– христианизация V не повлияла на кельтское общество – первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) и певцы-рассказчики.
Певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) и филиды (советники князей и “мудрецы” и рассказчики эпических преданий)
– повести – “скелы” – саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам – первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе