Каждый выбирает для себя

Все мы знаем и любим строки из стихотворения известного поэта Юрия Левитанского “Каждый выбирает для себя…”:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Русская классическая литература в полной мере подтверждает эту мысль поэта. Ее герои, такие разные, живут в разные эпохи, обладают разными взглядами, имеют совершенно разное происхождение, разное образование и так далее. Каждый из них выбирает свой жизненный путь, свою философию, свое мироощущение.
Возьмем,

к примеру, роман Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение, как известно, “населено” огромным количеством героев, и у каждого из них – свой путь. Вот семья Курагиных: отец – князь Василий, дети – Элен, Анатоль, Ипполит.
Князь Василий, мнящий себя заботливым отцом, хлопочет об участи своих детей, особенно дочери. Он, следуя понятиям светского общества, стремится выгодно выдать Элен замуж. В его понимании “выгодно” – это значит за богатого мужа.

О любви, каких-то чувствах этот герой не задумывается, как, впрочем, и его дочь.
Говоря простым языком, Элен Курагина стремится выгоднее

продать свою красоту, свою прекрасное лицо и тело. Недаром у Пьера, когда он впервые увидел эту светскую львицу, сложилось впечатление, что она предлагает себя всем, соблазняет мужчин. От этого в душе героя зародилось какое-то “нехорошее, неправильное” чувство.
Семья Курагиных добивается своего: Элен выдают замуж за новоиспеченного князя Безухова. Но семейная жизнь этих людей не складывается – слишком разными оказались супруги, слишком разными были их жизненные и внутренние уклады. В итоге Элен оказалась у разбитого корыта. Из-за своего легкомыслия, поверхностности, испорченности, отсутствия жизненных идеалов она потеряла мужа.

Заведя интрижку с Долоховым, Элен вынудила Пьера драться с ним на дуэли, а после и вовсе развестись с ней. Жизненный итог этой героини печален: мы узнаем, что она где-то за границей (по Толстому, это признак “ложной” натуры героини) тяжело заболевает и умирает.
Другой жизненный выбор делает муж Элен – Пьер Безухов. Его путь – это путь поисков, проб и ошибок, который заканчивается истинным счастьем. Герой всеми силами стремится к свету, к правде.

Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы.
Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
В итоге герой обретает свой смысл жизни, находит счастье в общественно-полезной деятельности и в семье. Он женится на Наташе Ростовой, в которой воплощается его (да и авторский) идеал женщины.
Каждый выбирает для себя… Эти строки с полным правом можно отнести и к молодым героиням пьесы А. Н. Островского “Гроза” – Катерине и Варваре. Обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам “темного царства” и губя свою душу, или пытаться жить по-своему.
Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому.

Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
Варвара же только внешне соблюдает законы “темного царства”. Но на самом деле они не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: “У нас ведь дом на том держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича.

Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого.
В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было “шито-крыто” – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам.

Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя.
С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце.

По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь “по божьим законам”, она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать.

Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.
“Каждый выбирает для себя” … Верность этой мысли еще раз подтверждают нам герои русской классической литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Каждый выбирает для себя