Каждый выбирает для себя
Все мы знаем и любим строки из стихотворения известного поэта Юрия Левитанского “Каждый выбирает для себя…”:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Русская классическая литература в полной мере подтверждает эту мысль поэта. Ее герои, такие разные, живут в разные эпохи, обладают разными взглядами, имеют совершенно разное происхождение, разное образование и так далее. Каждый из них выбирает свой жизненный путь, свою философию, свое мироощущение.
Возьмем,
Князь Василий, мнящий себя заботливым отцом, хлопочет об участи своих детей, особенно дочери. Он, следуя понятиям светского общества, стремится выгодно выдать Элен замуж. В его понимании “выгодно” – это значит за богатого мужа.
О любви, каких-то чувствах этот герой не задумывается, как, впрочем, и его дочь.
Говоря простым языком, Элен Курагина стремится выгоднее
Семья Курагиных добивается своего: Элен выдают замуж за новоиспеченного князя Безухова. Но семейная жизнь этих людей не складывается – слишком разными оказались супруги, слишком разными были их жизненные и внутренние уклады. В итоге Элен оказалась у разбитого корыта. Из-за своего легкомыслия, поверхностности, испорченности, отсутствия жизненных идеалов она потеряла мужа.
Заведя интрижку с Долоховым, Элен вынудила Пьера драться с ним на дуэли, а после и вовсе развестись с ней. Жизненный итог этой героини печален: мы узнаем, что она где-то за границей (по Толстому, это признак “ложной” натуры героини) тяжело заболевает и умирает.
Другой жизненный выбор делает муж Элен – Пьер Безухов. Его путь – это путь поисков, проб и ошибок, который заканчивается истинным счастьем. Герой всеми силами стремится к свету, к правде.
Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы.
Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
В итоге герой обретает свой смысл жизни, находит счастье в общественно-полезной деятельности и в семье. Он женится на Наташе Ростовой, в которой воплощается его (да и авторский) идеал женщины.
Каждый выбирает для себя… Эти строки с полным правом можно отнести и к молодым героиням пьесы А. Н. Островского “Гроза” – Катерине и Варваре. Обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам “темного царства” и губя свою душу, или пытаться жить по-своему.
Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому.
Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
Варвара же только внешне соблюдает законы “темного царства”. Но на самом деле они не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: “У нас ведь дом на том держится.
И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича.
Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого.
В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было “шито-крыто” – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам.
Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя.
С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце.
По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь “по божьим законам”, она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать.
Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.
“Каждый выбирает для себя” … Верность этой мысли еще раз подтверждают нам герои русской классической литературы.