Катерина – “луч света” или распутная женщина? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, “темного царства” и светлого начала.
В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность.
В начале произведения показаны отношения купца Дикого и его племянника Бориса. Борис – человек интеллигентный, порядочно образованный.
Он очень отличается от всех, и одеждой, и умом, и воспитанием. Борис приехал
Он публично бранит его, вечно им недоволен и видит в своем племяннике только “лишний рот”. От Савела Прокофьевича никогда не дождешься доброго слова – только крики и брань, даже родные его боятся.
Немногим отличается семья Кабановых. В ней главный тиран – Кабаниха, но она действует “под видом благочестия”. Своего сына она буквально задавила, превратила в безвольного мальчика. Он не может ей сопротивляться – слушает ее
Но в то же время с нетерпением ждет своего отъезда в Москву – там он получит долгожданную свободу. А вот его жене – Катерине – деваться некуда. Муж с собой ее не возьмет и ради нее не останется. Она пытается противостоять Кабанихе: по-доброму объясняет ей, что она не права.
Но Марфа Игнатьевна только больше злится. Катерина не в силах переубедить свекровь, доказать ей что-то: Кабаниха и слушать ее не хочет.
Дети Кабановой – Тихон и Варвара – по-своему уживаются с матерью. Тихон безвольно подчиняется, а Варвара обманывает да хитрит. Но Катерина – совсем другой человек, она так не может.
Не зря Н. А. Добролюбов в своей статье назвал ее “лучом света”. Этот персонаж резко отличается от всех остальных. Она очень искренняя, религиозная женщина.
Для нее изменить мужу – великий грех, даже думать об этом грешно. И все же, она влюбляется в Бориса и проводит с ним все время, пока муж в Москве. Но, поскольку она очень совестливая, набожная и крайне впечатлительная, ей кажется, что за свой поступок она будет гореть в аду. В конце концов, она не выдерживает и признается во всем Тихону.
Она знает, что теперь Кабаниха и вовсе ее загрызет, единственный выход – бежать с Борисом. Но он ничем ей не поможет, потому что сам, хоть и отличается от жителей Калинова, такая же жертва “темного царства”. И тогда Катерина решается на самый страшный грех – самоубийство.
Пьесу Островского анализировали разные критики. Добролюбов видел конфликт драмы в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Он дал высокую оценку героини, назвав ее “лучом света в темном царстве”
Апполон Григорьев наиболее значимым считал народную жизнь, отраженную в произведении, особенно он подчеркивает свидание Бориса и Катерины, как “великолепный момент поэзии”.
Федор Достоевский заявлял, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини.
Писарев же в своей статье вступил в полемику с Добролюбовым. Он называет Катерину “русской Офелией” и ставит в один ряд с Базаровым – героем, который стремился разбить существующий порядок вещей.
Таким образом, кто-то считает эту женщину “решительной натурой”, “лучом света”, а кто-то слабой, или даже распутной, женщиной, не сумевшей защитить себя от самодурства окружающих. Мы видим, что она попала в безвыходное положение: унижение свекрови, ее приказы и вмешательства; безвольный характер мужа, который может и любил ее, ни за что бы не пошел против матери. В итоге, даже Борис, в котором она видела близкого человека и надеялась на его помощь, оставил ее.
И что же ей остается делать? Она бы не выдержала гнет свекрови и душевные муки, поэтому решилась на самоубийство. Этот поступок противоречив и неоднозначен, однако таким образом Катерина смогла хоть на время осветить это “темное царство”.