Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского “Гроза”

Драма Александра Николаевича Островского ” Гроза ” – самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В “Грозе” Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В “Грозе” драматург нашел характер более значительный, че в предыдущих пьесах. В Катерине он изобразил женщину, обла’ дающую при всей своей неразвитости силой

воли и незаурядНoi ментом.

Однако подобными же свойствами отличается и fetfu героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к друг у активно и смело обойти прямолинейные запреты домогского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах. Катерина же обладает не только силой, но и глубиной переяй, вытекающих из ее нравственной незаурядности, и, где всего, из ее смутных и неосознанных романтических стремлений.

В разговоре с Варварой открывается душа Катери – “Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Зн. а-В ‘ мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя и тянет лететь.

Вот так

бы разбежалась, подняла руки Y&;K й полетела”. Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания. Мать в Катерине “души не чаяла”, “полон дом был странниц и богомолок”, “цветов было много, много”, часто в церковь ходили дома “по бархату золотом” вышивали… Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации.

Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домо-строевщина сыграла с ней злую шутку. Мать девушки была убеждена, что Катерина “будет любить всякого мужа”, и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а “из-под неволи”.

Вот Варвара привыкла жить в такой атмосфере. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри – она протестует.

Причем она не считает зазорной эту двойную Жизнь – привыкла. “Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя… У н&;с весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”,- учит она Катерину.

Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и лицемерки. Катерина же тяготится той атмосферой, в которой вынужде-йа жить… Она не любит недалекого и слабовольного мужа, пре-3Ирает злобную и сварливую свекровь. Неминуемо ее романти-устремления должны были найти и нашли выход, страстно влюбилась в Бориса.

Вначале она стремилась °Давить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ^У” тяжело и искренне переживает измену мужу. Катерина полна страха перед’содеянным грехом, но не л кого суда она боится. Грозу Катерина воспринимает как Brw Т* ” ^bjQ кару, поэтому ждет от нее смерти.

И страшно вдвойне УМОТЧ еРетъ без покаяния, поэтому “перед всем миром” признается, “fyr умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлю 6 перед Богом такая, какая я здесь… – вот что страшно! Что меня на уме-то! Какой грех-то!

Страшно вымолвить!” Варвара же боится одного – прозябать от скуки. У Нее вершенно иная “философия”: “А что за охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!

Как же, дожидайся Так какая же неволя себя мучить-то!” Она живет по довольно своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться. Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь. Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга.

Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет. Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары. Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях.

Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из “темного царства”. Зрителю ближе, вероятно, “бегство” Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но у нее не было другого в


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского “Гроза”