Подготовила Т. А. КАЛГАНОВА
№ 1
Сочините небольшие диалоги, используйте в них пословицы и поговорки.
Как аукнется — так и откликнется. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Маленькое дело лучше большого безделья. На языке мед, а на сердце лед. Чужими руками жар загребать.
Как снег на голову.
Вам в помощь. Посмотрите в словарике значение термина «диалог».
Пословицы — краткие устные изречения народа на разные темы, имеющие поучительный смысл. Для них характерны глубина и точность мысли. Они состоят из двух частей.
Поговорки — краткие и меткие изречения, ярко характеризующие что-либо, без длинных и сложных пояснений.
№ 2
Объясните, почему в народе говорят: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка». Запишите свои суждения. Включите по своему желанию одну из пословиц.
Глупая речь — не пословица. Пословица недаром молвится. Пословица правду всем говорит Пословица век не сломится.
От пословицы не уйдешь.
№ 3
Объясните, почему в народе говорят: «По одежке встречают, по уму провожают». Запишите свои суждения.
№ 4
Запишите в разные столбики пословицы и поговорки.
Друзья познаются в беде. Бедность — не порок. Гол, да не вор, беден, да честен. Старый друг лучше новых двух.
Красота — до венца, а ум — до конца. На что и клад, коли в семье лад. У страха глаза велики.
Долг платежом красен. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Не все то золото, что блестит.
Слово — серебро, а молчанье — золото. Как аукнется, так и откликнется. Людская молва — что морская волна. Век прожить — не поле перейти.
Язык мой — враг мой: вперед ума рыщет, беды себе ищет. Без углов Дом не строится, без пословицы речь не молвится. Работать с огоньком.
Как снег на голову. Доносчику первый кнут. Ученый водит, неученый следом ходит.
День меркнет ночью, а человек — печалью. Сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай. Под лежачий камень и вода не течет. Двое пашут, а семеро руками машут.
И готово, да бестолково. Это вилами на воде писано. На воре шапка горит.
Большому кораблю — большое плаванье. Не испытав броду, не суйся в воду.
- Карточки-задания для развития письменной речи учащихся № 1. Прочитайте отрывки из книги «Юности честное зерцало…» Какие качества характера ценятся в молодых людях в любое время? Запишите свои суждения. Вам в помощь В начале XVIII века была переведена на русский язык и издана в России немецкая книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В дворянском обществе устанавливался светский Этикет (франц.) ... Читать далее...
- Определение: Что такое Поговорки и Пословицы? Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) — Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи ... Читать далее...
- Анализ произведения и развитие письменной речи учащихся На примере изучения повести «Очарованный странник» Изучение, точнее, знакомство с творчеством Н. С. Лескова было включено в курс 10-го класса сравнительно недавно. В стандарте учителю и ученикам предлагается текстуальное изучение одного из произведений по их выбору. Как правило, для анализа в классе чаще всего предпочитают взять либо «Леди Макбет Мценского уезда», либо «Очарованного странника». Именно ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Львовой «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи (Гиа по русскому) Я согласен с высказыванием современного лингвиста С. И. Львовой о том, что «Пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Безусловно, лингвист права, пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное значение в речи. Например, восклицательный знак — ... Читать далее...
- Игры для развития речи ребенка 5, 6 лет Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома. Дни недели Количество играющих: 1-6 человек. — Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как Дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете «. — Вскоре дети увидят, что ... Читать далее...
- Задания и упражнения по русскому языку на тему: правописание частей речи 1. Определите падеж существительных. 1 Имя Исаака Левитана занимает почетнейшее место, среди лучших русских пейзажистов. Изображая русскую природу средней полосы, художник открывал в ней самое сокровенное. В течение всей творческой жизни Левитан восторженно писал с натуры. Прославленная картина «Вечерний звон» написана по памяти. Другим творческим путем возникла «Владимирка». Возвращаясь с охоты, Левитан вышел на Владимирский ... Читать далее...
- Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Описание предмета» КОУ Омской области «Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Урок письма и развития речи в 8 классе по теме «Описание предмета». Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова. ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста — описания. ЗАДАЧИ: 1) учить описывать предмет, используя простые ... Читать далее...
- Урок развития речи. Написание собственных рубаи Цель: Ознакомить с вариантами составления калиграмм к стихам О. Хайяма; провести подготовительную работу для написания ученических рубаи; предложить темы для стихов; развивать письменную связную речь, творческие способности; воспитывать стремление владеть художественным словом. Оборудование: Ученические калиграммы к стихам О. Хайяма; карточки с задачами. Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша — Д. Павлычко. Ход ... Читать далее...
- Урок развития речи. рекламное представление произведений Ф. Шиллера Цель : обобщить знание о жизни и творчестве Ф. Шиллера; развивать устную и письменную связную речь, творческие способности учеников, умение аргументированно отстаивать и представлять собственную точку зрения. Развитие связной речи; комбинированной. В одной из сказок Андерсена засохший куст среди жестокой зимы укрывается Белыми ароматными цветами, так как к нему притронулась добрая человеческая Рука. Эта сказка ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, ... Читать далее...
- Конспект урока развития речи. Тема: «Домашние животные» Учебные цели: 1.Узнавание и называние диких животных изображенных на рисунке. 2. Работа с ситуативной картинкой. Составление простой фразы на основе предложенного рисунка. 3. Узнавание и называние домашних животных в процессе игры. Коррекционные задачи: 1. Коррекция произвольного внимания. 2.Коррекция речевого развития. 3.Коррекция правильного произношения. 4.Коррекция тактильных и вкусовых ощущений. Воспитательные цели: 1.Воспитание любви к животным. 2.Уважение ... Читать далее...
- Виды работы на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи Дебаты «English — the Language of the World» Цель: способствовать развитию партнерского общения и умения работать в группе, развитию критического мышления, толерантности и уважительного отношения к различным взглядам. 1. Разминка. Учащиеся на протяжении нескольких уроков изучали тему «English — the Language of the World». На предпоследнем уроке по изучению данной темы учитель задает вопрос учащимся ... Читать далее...
- Урок развития связной речи. Описание отдельного предмета по картине Цель: усовершенствовать знания учеников об описании предмета; развивать их умения описывать отдельные предметы по картине, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство уважения к людям искусства и патриотизм. Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков. Оборудование: Репродукции картин Екатерины Билокур, аудиозапись музыки Й. С. Баха. Ход урока. I. Организационный этап. С целью создания эмоционального фона ... Читать далее...
- Конспект урока письма и развития речи в 6 классе по теме: «Понятие об имени прилагательном» Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа — интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края Конспект урока письма и Развития речи в 6 классе По теме: «Понятие об имени прилагательном» Подготовила и провела Учитель русского языка Недобега Наталья Ивановна Урок письма и развития речи в ... Читать далее...
- Урок развития речи. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпан-ским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил ... Читать далее...
- Что общего и в чем отличие пословицы и поговорки Пословицы и поговорки — это краткие высказывания, которые благодаря своей точности и глубокому смыслу приобрели огромную популярность. Кому из нас не известны, скажем, выражения: «Знает пятое через десятое» или же «Сколько голов — столько и мыслей»? Такие выражения легко запоминаются и сохраняются в памяти народа сотни лет. При этом они не устаревают. Если кто-то должен ... Читать далее...
- Урок развития связной речи. И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы». Выдумывание версии окончания произведения Цель: продолжить работу над изучением быта, культуры, образа жизни запорожцев, анализировать раздумья о судьбе Украины; развивать аналитические способности учеников, навыки сравнения произведений литературы и изобразительного искусства, развивать поэтические и писательские способности учеников умения придумывать собственную версию окончания произведения; воспитывать уважение к славному прошлому наших предков. Оборудование: Портрет Нечуя-Левицкого, карта Запорожской Сечи, репродукции картин И. Репина ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Бондарева «Берег» Ю. Бондарев. «Берег» (1974) Объясните особенности построенияпроизведения. Почему часть, посвященная войне, занимает в романе центральное положение? Объясните смысл ее заглавия. Можно ли рассматривать роман по частям или он представляет собой единое, связанное по определенным законам целое? Какова взаимосвязь между частями произведения? Какие важные социально-политические, идеологические, философские проблемы решает Ю. Бондарев? Как соотносятся между собой конфликты ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Распутина «Живи и помни В. Распутин. «Живи и помни» (1974) Объясните причину обращения писателя, который не был участником войны, к военным событиям. Что нового вносит В. Распутин в решение этой темы? Есть ли в произведении батальные сцены? Покажите, как избранный материал помогает в решении нравственных и философских проблем. В чем суть преступления Гуськова? Какие мотивы выдвигает Андрей в свое ... Читать далее...
- Авторские афоризмы и изречения пословичного типа Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняются новым содержанием. Например, пословица Умерла та курица, которая носила татарам золотые яйца превратилась в другую: Умерла та курица, которая носила барам золотые яйца. В первом случае речь шла о внешних захватчиках, а во втором — о внутренних угнетателях. Еще один пример. ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляриста. В чем опасность штампов в нашей речи?» Судьбы людей, время, история, культура… Все это чудесно выглядит благодаря языку, средствам общения. Как бы было если бы языка не существовало?! В. Г. Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную тему как развитие цивилизации. Все его герои рассуждают о проблеме развития общества. Валентин Григорьевич считает, что нам необходимо сохранять наш язык, ведь это наше культурное ... Читать далее...
- Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки для школьников. Мудрые мысли для детей и взрослых. Пословицы и поговорки также имеют огромное значение при обучении школьников русскому языку, при этом важна как их форма, так и содержание. По форме — это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшего прямо из его живого глубинного источника — вечно юной, вечно развивающейся души народа. Это ... Читать далее...
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Рассказу «Судьба человека» Рассказ «Судьба человека» (1956). Обратите внимание на дату публикации произведения. Что вам известно об отношении к людям, попавшим в плен, в годы войны и после нее? Отметьте, что Шолохов одним из первых открыл эту тему в литературе, показав нравственное сопротивление людей, оказавшихся в плену. Композиция произведения.Какие основные части можно выделить в рассказе? Кто является повествователем ... Читать далее...
- Определение пословиц и поговорок Определение пословиц и поговорок имеет свою историю. Определить их пытались и И. М. Снегирев, и Ф. И. Буслаев. Последний писал: «Пословицы будем мы рассматривать как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы» . Н. В. . Гоголь подчеркивал, что пословицы представляют собой результат длительных наблюдений народа, его коллективный опыт. ... Читать далее...
- О способах введения «чужой» речи в текст (знаки препинания при прямой речи и цитировании) -1 Болычева Е. М., Николенкова Н. В. Основное правило: чужая речь может вводится в текст двумя способами — на правах прямой речи которая функционирует как самостоятельная конструкция и на правах компонента Вашего предложения его главных / второстепенных членов, придаточных частей и т. д.. От того, какой способ выбран, зависит употребление знаков препинания и строчных / ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Бунину ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» и «Ночной разговор» И.А. Бунина». Сравните изображение крестьян в этих произведениях. Обратите внимание на характер и роль пейзажа, особенности портрета, композиции, функции рассказчика. Объясните причину обращения к жанровой форме очерка. Сделайте вывод о том новом, что внес И.А. Бунин в художественное изображение русского характера. Проанализируйте ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому Прочитайте поэму «Василий Теркин». Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и событий использовались в них? В чем состоит отличие поэмы А. Твардовского? Докажите, что поэма «Василий Теркин» — эпос Великой Отечественной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведении? Раскройте смысл авторского определения «война-работа». Проанализируйте главы «Перед боем», «Бой в болоте», «Переправа», ... Читать далее...
- Задания конкурса «Русский медвежонок» для 2-3 кл. (задания +ответы) Задачи, оцениваемые в 3 балла 1. Между какими двумя буквами в русском алфавите стоит еще одна буква? (А) между Б и В; (Б) между В и Г; (В) между Г и Д; (Г) между Д и Е; (Д) между Е и Ж. 2. Что не разгадывают? (А) ребус; (Б) кроссворд; (В) головоломку; (Г) скороговорку; (Д) ... Читать далее...
- Задания конкурса «Русский медвежонок» для 4-5 кл. (задания +ответы) Задачи, оцениваемые в 3 балла 1. Сколько букв стоит в русском алфавите между буквами Е и К? (А) две; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть. 2. Основная денежная единица Болгарии называется лев. А какую часть лева составляет стотинка? (А) половину; (Б) четверть; (В) седьмую часть; (Г) десятую часть; (Д) сотую часть. 3. Выберите ... Читать далее...
- Задания конкурса «Русский медвежонок» для 6-7 кл. (задания +ответы) Задачи, оцениваемые в 3 балла 1. Какой из этих глаголов родствен числительному? (А) стричь; (Б) учетверять; (В) пятиться; (Г) шествовать; (Д) семенить. 2. Какое из слов русское по происхождению? (А) карандаш; (Б) ручка; (В) тетрадь; (Г) портфель; (Д) рюкзак. 3. Смысл какого из этих предложений мало изменится, если опустить частицу Не? (А) Он еще не ... Читать далее...
- Карточки русского алфавита Буква русского алфавита Тематическая картинка Описание карточки: название буквы, название изображенной картинки в карточке Карточки русского алфавита с картинками. Данные карточки станут для вас незаменимым помощником в обучение ребенка русскому алфавиту. В каждой карточки содержится тематическая картинка для соответствующей буквы, которая поможет ребенку быстрей освоить букву. Картинки подобраны таким образом, чтобы ребенок легко освоил буквы, ... Читать далее...
- Основные проблемы, связанные со спецификой художественной речи Основные проблемы, связанные со спецификой художественной речи Сложности, связанные с пониманием природы и сущности языка художественной литературы, касаются нескольких принципиальных вопросов: Первой проблемой является то, зачем вообще людям нужна поэтическая речь, почему не хватает «нормального» языка и зачем в каждой развитой культуре существует поэзия. Наивные ответы (например, стихами сказать красивее) разумеется, не только не снимают ... Читать далее...
- Сценарий «Визитной карточки» класса Визитная карточка 10 класса, занявшего 2 место в областном конкурсе «Лучший ученический класс» 2011-2012 гг. Музыка Снова лист молодой под окном распустился, Белый лист на столе — моих строк вереницы… Вдохновенья полет, и любовь без прикрас, Школьный круг — это ты, мой любимый класс! Чистый отблеск зари над весенним садом, В запотевшем стекле профиль Пушкина ... Читать далее...
- Правила постановки знаков при прямой речи — Знаки при прямой речи, Пунктуация Правила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи & 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: — Не видали маму? М. Горький Если прямая речь идет в строку, без ... Читать далее...
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН» ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН» Перечитайте первые страницы романа. Почему действие произведения начинается и заканчивается возле мелеховского двора, на высоком донском берегу? Какую роль играют дом, семья в жизни героев романа? Обратите внимание, в какие моменты своей жизни уходит и возвращается домой Григорий Мелехов. Почему герои произведения сгруппированы по семьям? Можно ли ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Запишите в тетради все известные вам произведения А. С. Пушкина. Определите жанр каждого. Ответ одного из семиклассников. «Я полюбил произведения Пушкина еще в детстве. Сначала мне читали родители его сказки, а затем я перечитал их самостоятельно. Меня совершенно очаровали «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Делу время, потехе час» «Делу время, потехе час» гласит всем известная пословица. Давайте разберемся в ее содержании. В этом коротком выражении всего из четырех слов, заключается огромный смысл и истина всех времен. Мы привыкли слышать эту пословица в таком варианте: «Делу время, а потехе час». Что позволяет нам понимать ее так: работе, делам нужно отводить время большее, чем потехам, ... Читать далее...
- Тренажеры по математике для устной и письменной работы в 5 классе 1. Щитова Галина Владимировна. 2. МБОУ СОШ №7 , г. Колпашево, Томская область 3. Учитель математики Тренажеры для устной и письменной работы в 5 классе. 1. Сложение и вычитание натуральных чисел. 2. Сложение и вычитание десятичных чисел. 3. Решение уравнений и задач. 4. Умножение и деление десятичных чисел. 5. Совместные действия с десятичными числами. 5 ... Читать далее...
- О культуре речи Проблемы культуры речи В повседневной жизни нашу речь засоряют канцелярские штампы. Это устойчивые словосочетания, которые прочно вошли в наше сознание, они у нас «на слуху», и нам удобно ими пользоваться. Но что мы имеем в результате? Рассмотрим несколько проблем, представленных в тексте. Проблема первая. Большое число канцелярских штампов засоряет язык, делает речь невыразительной, бедной по ... Читать далее...
- История происхождения пословиц и поговорок, и их развитие В древности в школах дети учились писать палочкой на сырых глиняных дощечках короткие формулы народной мудрости — пословицы. Они есть практически у каждого народа. Так с поколения в поколение передавался полезный жизненный опыт. Например, Пословица «Любишь кататься — люби и саночки возить» объясняет, что жизнь человека не может состоять только из удовольствий и забав — ... Читать далее...
Карточки-задания для развития письменной речи