Картины окружающего мира, природы в поэзии Т. Г. Шевченко “Сад вишневый круг дома”



Цель: ознакомить учеников с шедевром мировой пейзажной лирики “Сад вишневый круг дома”; исследовать тайну мастерской Т. Шевченко; формировать исследовательские умения и умение передавать настроения пейзажной поэзии с помощью выразительного чтения; развивать навыки сравнительной характеристики поэзии и картины; воспитывать чувство прекрасного.

Цель: ученики должны знать: идейное содержание поэзии “Сад вишневый круг дома”, особенности выразительного чтения пейзажных стихов; ученики должны уметь: выразительно читать поэзию;

исследовать в ней образы, раскрывать их роль; воссоздавать настроения пейзажной поэзии; описывать собственные чувства, вызванные прочитанным, сравнивать разные виды искусства, строить заключения.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: карточки с задачами, репродукции картины Т. Г. Шевченко “Дом родителей в Кирилловке”, “Крестьянская семья”, запись песни в выполнении Назария Яремчука “Семья” (сл. В. Крищенко, муз. О. Злотника).

Формы работы: опрос-опрашивание, технологии “Микрофон-1”, “Микрофон-2”, “Незаконченное предложение”; поисковая работа в группах, работа

в парах, озвучивание ожидаемых результатов, обработка статей учебника, выразительное чтение поэзий, рассказ учителя, беседа, словесное рисование.

Все отцветает, и желтеет, и гибнет, Ветром разносится, будто мусор. Только семья – как вечное зерн. На бессмертном поле жизни.

В. Крищенко.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

Выяснение эмоциональной готовности учеников к уроку (ученике поднимают карточки).

Готов к уроку (светло-зеленый цвет). Готов частично (темно-зеленый цвет). не готов совсем (синий цвет).

“Микрофон-1”: “От сегодняшнего урока я ожидаю…”.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Экспресс-опрашивание.

Что такое тропы? Какие художественные средства принадлежат к тропам? Сравнение – это… Какие союзы чаще всего используются в сравнениях?

Определите троп: щедрые руки, золотой голос, могущественный дуб? Метафора – это…. С какой целью употребляются метафоры?

Пейзаж – это…

Назвать художественные средства, которые использует Шевченко в стихе “За солнцем тучка плывет”.

2. Конкурс “Я – поэт”.

Ученики зачитывают домашние произведения, в которых средством персонификации изображены обычные предметы: тетрадь, учебник и т. п.

III. Объявление темы урока. Определение цели.

1. Создание ассоциативного ряда.

Семья… Какая она?

3. Слово учителя.

Любовь к Родине, родному краю, к семье ощущают все. Именно это чувство поддерживает человека в трудные минуты. Представьте Тараса Шевченко в ссылке.

Его вывели на прогулку из камеры. Поэт глубоко вдыхает весенний воздух, благоухание вишняка, хорошо знакомые ему еще из далекого детства. Вдруг выныривает перед Тарасовыми глазами мылая картина: садок вишневый круг дома, майские жуки гудят…

В таких драматических условиях Шевченко создает чрезвычайной красоты поэзию “Сад вишневый круг дома”, которую считают мировым шедевром пейзажной лирики.

2. Сообщение темы урока.

Ученики записывают тему урока, эпиграф.

Выбор учениками целей из общего перечня, дополнение собственными. Планирование исследовательской работы.

Учитель акцентирует внимание на том, что в течение урока ученики должны разгадать тайну поэзии “Сад вишневый круг дома”.

IV. Обработка учебного материала.

1. Коллективное составление памятки “Как читать стихи”.

Читай так, чтобы картину ярко представили слушатели. Старайся видеть перед собой друзей. Следи за выражением лица и жестами.

Читай искренне.

2. Выразительное чтение учителем стиха “Сад вишневый круг дома”.

Ученики закрывают глаза и слушают, стараясь “увидеть”, “услышать” изображенное в стихе.

– Понравился ли вам стих? Чем именно? (“Незаконченное предложение”: На мой взгляд, стих… ).

Учитель ознакомляет учеников с оценкой стиха И. Тургеневым, который отметил высокую поэтическую струю произведения, его задумчивость, кротость и назвал его замечательным.

3.Повторное чтение поэзии учениками.

Что главное в этом стихе: описание природы или ощущения поэта? Назовите тропы, которые использует автор?

4. Сообщение проблемной задачи.

В стихе почти нет общепринятых художественных средств, ни одного тропа, никаких красок, а вечер на Украине возникает перед нами во всем блеске. Благодаря чему достигается образность?

5.Ппоисковая работа в группах.

В каждой строфе стиха определить зрительные, слуховые, касательные образы.

Выяснить, как объединяются эти образы, каким настроением пронизана поэзия. Ученики работают по такой схеме:

Сад вишневый круг дома,Зрительный образ
Майские жуки над вишнями гудят.Слуховой образ
Плугари с плугами идут,Слуховой и касательный образы
Поют идя девушки,Слуховой и зрительный образы
А матери ужинать ждутЗрительный и касательный образы

6. Озвучивание результатов поиска.

Таким образом, поэзия “Сад вишневый круг дома” – без тропов. Все образы в ней представляют гармоническую целость, о чем метко еще заметил Иван Франко. И благодаря этому читатель выразительно слышит, зримо воображает, видит все то, что Шевченко описал так просто и так гениально. О подобных вещах Л. Толстой, известный русский писатель, говорил, что они написаны “так мастерски, что мастерства не видно совсем”.

Какие ассоциации вызывает поэзия?

7. Работа за репродукцией картины Т. Шевченко “Крестьянская семья”.

Тарас Шевченко – замечательный знаток жизни народа, его быта. Об этом свидетельствуют его поэзии и картины, в частности “Крестьянская семья”? Эта картина находится в государственном музее Т. Г. Шевченко в Киеве.

Она небольшая по размеру, но значительная по своему смыслу.

Сравнительная характеристика стиха и картины.

V. “Мозговой штурм”.

Чем картина Т. Г. Шевченко “Крестьянская семья” и поэзия “Сад вишневый круг дома” подобны? В чем их отличие?

Ученики сопоставляют образы, фон, настроение, чувство, Учитель подводит учеников к выводу, что теплые семейные отношения, природа снимают проблемы, приближают жизнь к идеалу.

Музыкальная пауза. Звучит запись песни “Семья”.

VI. Закрепление изученного материала.

Составление партитуры стиха. Выразительное чтение поэзии.

VII. Рефлексия и оценивание.

“Микрофон-2”: “После этого урока я понял…”. Оценка собственной деятельности и взаимная оценка (в парах).

Цветная рефлексия (как изменилось настроение на протяжении урока; насколько я сумел достичь поставленных целей).

VIII. Домашняя задача.

Обязательное: выучить поэзию “Сад вишневый круг дома” наизусть, составить план выполнения задач относительно работы над проектом. На выбор:

Подобрать один из стихов пейзажной лирики (вне программы), который поразил особой обворожительностью, магией. Составить кроссворд по стихам Т. Шевченко. Создать серию ассоциативных рисунков к произведениям Шевченко (групповая работа).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Картины окружающего мира, природы в поэзии Т. Г. Шевченко “Сад вишневый круг дома”