Картинки с выставки

В середине марта во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) проходила Национальная книжная выставка-ярмарка “Книги России-2007”. В ее рамках были организованы круглые столы и презентации, посвященные детскому чтению и книгоизданию. Перед вами – несколько картинок с выставки на эту тему.

В том, что Дети не читают, виноваты взрослые

К такому выводу пришли социологи, исследующие детское чтение. Результаты Общероссийского социологического опроса “Чтение детей и подростков” , проведенного “Левада-центром” и фондом

“Пушкинская библиотека” при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, были представлены на выставке.

Руководитель проекта Б. Дубин подробно рассказал о его сути и итогах. Опрос проводился среди жителей городов в 26 региональных отделениях Центра по всей России. Было опрошено 600 детей начальной школы, 600 детей 5-9-х классов и 600 родителей, у которых есть дети этих возрастов.

Для исследователей очень важно было связать детское чтение с ситуацией в семье. Выяснилось не только то, что чем больше читают родители, тем больше читают дети, но и то, что те семьи, в которых больше

читают, более благополучны. “Только там, где в отношения входит культура в самом широком смысле слова, возникает возможность цивилизованно разрешать проблемы взаимоотношений между поколениями. Там, где этого не происходит, нарастают внутрисемейные конфликты.

Это касается и отношений с учителями, со сверстниками” – к такому выводу пришли социологи.

В ходе исследования выяснилось, что девочки самых разных возрастов читают существенно больше мальчиков. Они чаще, если речь идет о средних школьниках, сами покупают книги. Девочки в основном читают стихи и книги о любви, Мальчики предпочитают книги познавательные, о войне и по военно-приключенческой тематике.

Самый популярный жанр у детей приключенческий, второй – фэнтези, третий – юмористический, далее идут страшные и таинственные книги.

Исследование показало, что увлеченность чтением наиболее велика у детей в начальных классах. Они очень любят, когда им читают взрослые. Однако взрослые полагают, что ребенку с возрастом надо читать все меньше: к 4-му классу количество взрослых, читающих своим детям, сокращается более чем в два раза. Между 5-м и 6-м классами происходит резкий перелом в отношении детей к чтению.

Все, чему они научились, что успели полюбить (читательские привычки, авторы, жанры книг), претерпевает серьезные изменения. Это происходит потому, что у детей этого возраста расширяется диапазон интересов: кино, компьютер, Интернет. Кроме того, начинают осложняться отношения с родителями, учителями, сверстниками.

Следующий перелом происходит в 8-9-х и выпускных классах.

“В нашей стране сильно ощущается дефицит литературы именно для подростков. Есть разрыв между самыми маленькими, для которых есть огромный массив детской классики, и более старшими детьми. Подросткам нужна не классическая литература, а предельно актуальная, чтобы они видели в ней проблемы, с которыми сталкиваются на улице, во дворе, в школе, дома, – говорит Б. Дубин. – Такой литературы нет.

Это тем более обидно, что ее важность осознается в развитых европейских странах, где писатели, работающие на подростков, являются одним из передовых отрядов писательской армии”.

Особую тревогу вызывает резкий отрыв читательской, книгопокупательской и библиотечной ситуации в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупных городах от всей остальной страны. Это связано прежде всего с состоянием нынешней системы книгораспространения. Многим крупным издательствам, работающим на книги больших тиражей, абсолютно нерентабельно добираться до городов со стотысячным населением и меньше.

Если говорить о положительных тенденциях, то благодаря исследованию стало очевидным, что уже возник слой семей и детей в них, которые с интересом и много читают. В этих семьях есть готовность к тому, чтобы дети получали качественное образование. По оценкам социологов, в Москве это примерно 20% семей, в целом по России – значительно меньше.

Отметку поставили дети

На выставке были подведены итоги Всероссийского конкурса “Детское читательское жюри”. По словам генерального директора Фонда “Пушкинская библиотека” Марии Веденяпиной, “конкурсов детской книги проводится много, но чтобы дети сами определяли свои пристрастия – такого еще не было”. В конкурсе приняли уча­стие более 500 детских и школьных библиотек и более 25 000 юных читателей из семи регионов России: Архангельской, Владимирской, Липецкой, Ростовской, Тюменской, Ярославской областей и Чувашской Республики. Их задача была определить самые интересные, на их взгляд, книги из числа новинок детской литературы последних двух лет, отобранных экспертами.

Все эти книги выводят детей на серьезный разговор о том, что с ними происходит в жизни. В список попали в основном произведения иностранных авторов, поскольку доступной современной отечественной литературы для детей очень мало. В своем выборе эксперты руководствовались следующими критериями: до начала конкурса эти книги не поступали в регионы, они были выпущены известными издательствами, но книгораспространители считали их изначально непродаваемыми.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям бесплатно предоставило 1000 комплектов, состоящих из 15 книг – по пять на каждую возрастную категорию детей: 7-9 лет, 10-12 лет и 13-15 лет. Каждую книгу прочитали в среднем 20-25 человек. Каждый пятый участ­ник проекта написал на книгу рецензию.

В итоге книгами детских симпатий стали следующие:

В возрастной группе 7-9 лет:

Артур Гиваргизов. “Хитрый Зубов” (издательство “Дрофа-Плюс”) Андрей Усачев. “Малуся и Рогопед” (издательство “Эгмонт”)

В возрастной группе 10-12 лет:

Валерий Воскобойников. “Все будет в порядке” (издательство “ОГИ”)

В возрастной группе 13-15 лет:

Анника Тор. “Остров в море” (издательство “Самокат”; мы представляли эту книгу в рубрике “Детское чтение” – 2007. № 4. Рады, что наш выбор совпал с выбором читателей-школьников).

Издательства “Дрофа-Плюс”, “ОГИ”, “Самокат” и “Эгмонт” были признаны лучшими и получили логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книгах-победительницах.

В номинации “Лучший координатор” диплом и подарочный комплект книг получили Владимирская областная библиотека им. А. М. Горького и Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова.

Эксперт конкурса, заведующая детским залом Библиотеки иност­ранной литературы (ВГБИЛ) О. Мяэотс так прокомментировала результаты исследования: “Этим конкурсом мы дали возможность детям почувствовать, что они реально могут на что-то повлиять в нашей стране. Мы подтолкнули детей к тому, чтобы они мыслили самостоятельно. Результаты, которые мы получили, уникальны. Они показали, что интерес к книгам в регионах по-прежнему очень высок.

С другой стороны, книга до регионов не доходит. Мы дали возможность всем, кто работает с детьми, сориентироваться в выборе литературы. Очень важно, что эти книги попали не только в школьные библиотеки, но и на школьные уроки. Благодаря полученным отзывам мы пришли к выводу, что детям остро не хватает социального оптимизма.

Поэтому детская книга должна быть жизнеутверждающей”.

Книга нуждается в раскрутке

Многие читатели, следящие за нашей рубрикой “Детское чтение”, задают нам один и тот же вопрос: “А как купить понравившуюся книгу?” Например, учителя литературы охотно познакомили бы своих учеников с книгой Анники Тор “Остров в море” – да вот беда: ее не найдешь в магазинах даже больших (но нестоличных) городов. Что уж говорить о городах районных! Специалисты крупнейшей в России книготорговой сети “Топ-книга” поясняют: чтобы книгой заинтересовались продавцы, она должна быть раскручена. Иначе смысла нет держать ее в магазине, каждый квадратный метр которого должен приносить прибыль книгопродавцу.

Если издательство хочет, чтобы его книга как-то выделилась в море печатной продукции, то должно вложить определенные средства – и тогда книга… будет повернута к покупателю обложкой, а не корешком. Если в течение двух-трех недель книга не продается, то она ставится в обычный ряд, а потом и вовсе снимается с продажи.

На наш вопрос, должны ли быть распространители книг еще и законодателями в сфере вкуса, мы услышали пространные рассуждения о том, что в идеале, конечно, да, но сейчас пока для этого нет условий. Даже если книгопродавцу (как родителю) нравится какая-то книга и он охотно дал бы ее в руки собственному ребенку, это еще не значит, что он возьмет ее для распространения. Все диктует массовый вкус: с точки зрения коммерсанта, в руках которого находятся все поставки в регионы, книга продаваемая лучше книги, качественно написанной и изданной.

Впрочем, есть возможность не быть заложниками этой ситуации. Нужно научиться заказывать книги по Интернету. Менеджеры “Топ-книги” уверяют, что любое издание, заказанное на их сайте, будет доставлено потребителю, где бы он ни жил. Правда, цена ее будет, мягко говоря, несколько иной по сравнению с исходной, но сама возможность, в принципе, получить любую книгу не может не радовать.

Кроме того, книготорговые сети пробуют сейчас и другие формы обслуживания клиентов, которые позволят снизить стоимость книги. Например, вы можете сделать заказ по Интернету, а выкупить книги самостоятельно, в ближайшем магазине сети. Адрес всех магазинов есть на сайтах книготорговых компаний.

Есть и еще один ход: обращаться напрямую в издательство. Например, в издательстве “Самокат” , книги которого уже хорошо знают наши читатели, нас заверили, что приобретать книги через Интернет непосредственно у них гораздо дешевле, чем через книготорговые сети. А учителям литературы, подписчикам нашей газеты, они даже готовы делать скидки.

Нужно только при обращении в издательство указать, что о книге вы узнали из рубрики “Детское чтение” газеты “Литература”. Нам кажется, что игра стоит свеч.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Картинки с выставки