Каролингское Возрождение

Каролингское Возрождение
Король франков, а с 800 г. император средневековой Римской империи Карл Великий (768-814) поставил перед собой целью “renovatio Romani imperii” (“возрождение Римской империи”), для чего, в частности, собрал при своем дворе в Аахене самых образованных людей Европы и основал Академию по примеру древних. Во главе Академии встал англосакс из Йорка Алкуин (Alcuin, 730-804), в ней трудились вестгот из Испании Теодульф, франк Эйнхард (автор одной из лучших биографий раннего Средневековья – “Жизнь Карла Великого”), лангобард Павел Диакон (создатель “Истории лангобардов”), архиепископ Августодунский Муадвин и другие выдающиеся литераторы. Эйнхард, автор “Жизни Карла Великого”.

Они отказались от своих “варварских” имен и назвались именами великих античных авторов: Алкуин стал Горацием, Ангильберт – Гомером, Муадвин – Назоном (то есть Овидием) и т. д. Они возродили античные метры (гекзаметр, элегический дистих, ямбический диметр и т. д.), строфы (архилохову, сапфическую, алкееву и др.), жанры эклоги (“Словопрение Зимы с Весной” Алкуина), эпитафии (“Эпитафия племяннице Софии” Павла Диакона), панегирика, послания (“Альбин Коридону” Алкуина, “К Лиутгеру-клирику” Валахфрида Страбона), басни (“Об утерянной лошади” Теодульфа, приписывавшаяся Павлу Диакону “Басня о Льве и Лисице”) и др., языческую образность (Феб, Купидон, Бахус, Ахерон и др.), литературные персонажи (например, Палемон и Дафнис из III и VIII эклог Вергилия в “Словопрении Весны с Зимой” Алкуина), описательность в духе Авсония (“Во славу Ларского озера” Павла Диакона, “Об уходе за садами” Валахфрида Страбона). Но содержание их произведений уже сугубо средневековое: вопросы христианской веры, борьбы с арианской ересью, верности христианским правителям, жизнь и подвиги святых и т. д. Не случайно тема плотской любви, столь характерная для античности, заменяется темой дружбы (например, в послании Алкуина “Альбин Коридону”, послании Валахфрида Страбона “К Лиутгеру-клирику”). Реликварий с мощами Карла Великого в капелле Г. Аахен, построенной по указанию Карла.

Поздний представитель Каролингского Возрождения Валахфрид Страбон, воспитатель внука Карла Великого – Карла Лысого, переработал прозаическое видение, написанное аббатом Гайто, и его “Видение Веттина” стало первым образцом средневекового жанра видения, прообразом “Божественной комедии” Данте. Некоторые исследователи выражают сомнение в правомерности использования термина Возрождение для описания данного культурного феномена, например, известный французский историк, представитель Школы Анналов Жак Ле Гофф, который в работе “Интеллектуалы в средние века” пишет: “Для возрождения у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах. Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень.

Во время великой реформы бенедиктинского ордена 817 г., на которую императора Людовика Благочестивого вдохновил св. Бенедикт Анианский и которая заключалась в замыкании на себе самом первоначального бенедиктинского монашества, “внешние” школы монастырей были закрыты. Ренессанс для замкнутой элиты – крайне малочисленной – должен был послужить клерикальной Каролингской монархии небольшим питомником, выращивающим чиновников и политиков.

Республиканские учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого (кстати, неграмотного), делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри” (Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997. С. 10). Тем не менее, невозможно игнорировать специфические особенности данного явления средневековой культуры.

Проф. Б. И. Пуришев справедливо указывал: “В период глубокого падения западноевропейской культуры поэзия каролингского Возрождения была явлением незаурядным” (Пуришев Б. И. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия /3-е изд., испр. М., 2004.

С. 19). Пример каролингского манускрипта (ист: Википедия). Просуществовавшее очень недолго Каролингское Возрождение стало первым примером “малых Возрождений” в средневековой культуре Европы. Тексты: Пуришев Б. И. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия /3-е изд., испр.

М., 2004. Лит.: История французской литературы: В 4 т. М., 1946. Т. 1; История всемирной литературы: В 9 т. М., 1
984. Т. 2; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней /5 изд.

М., 2008; Litterature française: en 2 vol. /Publ. sous la dir. de J. Bedier, P. Hasard. P., 1955. V. 1. >Вл.

А. Луков Этапы литературного процесса: Средние века: Раннее Средневековье.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Каролингское Возрождение