Карлсон и Малыш в одноименной повести Астрид Линдгрен
Всему миру Астрид Линдгрен стала известна как автор книги “Приключения Пеппи Длинный Чулок”, которая к 1969 году была переведена на двадцать иностранных языков. В последующие годы она опубликовала еще целый ряд произведений. Многие ее книги отмечены специальными премиями; “Бритт-Мари изливает душу” и “Крошка Нильс Карлсон” – премией имени Нильса Хольгерсона, “Расмус-бродяга” – международной медалью имени X. К – Андерсена. Астрид Линдгрен – признанный автор книг для ребят младшего и среднего возраста.
Причина
Такое сочетание сказочного и реального, незаметность перехода от фантазии к действительности характерны и для ее повести “Малыш и Карлсон который живет на крыше”. Книга покоряет детей необыкновенной добротой характеров героев, их щедростью, своеобразием. Карлсон, несомненно, рожден богатой фантазией Малыша.
Но он живет в сказке своей самостоятельной жизнью. Хвастун, проказник, излишне самоуверенный, Карлсон в то же время прекрасный
Астрид Линдгрен пишет: “Карлсону прекрасно живется в маленьком домике на крыше. По вечерам он сидит на крылечке, покуривает трубку да глядит на звезды. С крыши, разумеется, звезды видны лучше, чем из окон, и поэтому можно только удивляться, что так мало людей живет на крышах”. Сказочный Карлсон к тому же очень современный маленький человек.
У него пропеллер на спине, и “стоит ему только нажать кнопку на животе, как за спиной тут же начинает работать маленький хитроумный моторчик”. Стоит ли этому удивляться? Нет. “Домо-мучительница” фрекен Бок даже скажет: “Пропеллер, кнопки – да мало ли что еще может быть у мальчишки в наше-то время! Скоро они полетят на Луну, еще не начав ходить в школу!”
В характере Карлсона чудесным образом переплетаются сказочное и реальное. Действительно, он чем-то напоминает доброго, маленького гнома, и в то же время его поступки, шалости удивительно знакомы. Вот он впервые в комнате Малыша: разглядывает паровую машину, проливает денатурат на книжной полке и поджигает его, испортив тем самым полированную поверхность полки. “Пустяки, дело житейское!” “Спокойствие, только спокойствие!” любимые слова Карлсона.
Он умеет веселиться, играть, выдумывать, быстрее всех забывать обиды.
“Карлсон оглядел комнату. – А где моя башня? Кто разрушил мою прекрасную башню и где моя тефтелька? Малыш смутился. – Я не думал, что ты вернешься,- сказал он. – А, так! – закричал Карлсон.- Лучший в мире строитель воздвигает башню, и что же происходит?
Кто ставит вокруг нее ограду? Кто следит за тем, чтобы она осталась стоять во веки веков? Никто! Совсем наоборот: башню ломают, уничтожают да к тому же еще и съедают чужие тефтельки!
Карлсон отошел в сторону, присел на низенькую скамеечку и надулся”. А через несколько минут, когда Малыш подарил ему электрический фонарик, “Карлсон стащил с кровати одеяло и накинул его себе на голову. – Иди сюда, иди скорей ко мне,- позвал он Малыша.- Войди в мою палатку. Малыш юркнул под одеяло к Карлсону, и они оба радостно захихикали”.
Карлсон Умеет быть не только по-детски шаловливым и непосредственным. В нужный момент он проявит и мужество и доброту, вовремя окажет помощь: он втаскивает на крышу поскользнувшегося Малыша, приносит бутылочку молока для “Гюльфин, чрезвычайно заброшенного младенца”, ничуть не пугается, когда в квартиру забираются воры Филле и Рулле.
Искусство Астрид Линдгрен в том, что она, подарив Карлсона, сумела сделать этот образ образом большой воспитательной силы. Ребята играют вместе с Карлсоном, шалят, но каждый из них, замечая его недостатки, видит и свои собственные слабости.
Книга Астрид Линдгрен – образец веселого оптимизма, многогранного юмора, здоровой романтики. Писательница, стремясь к тому, чтобы в ее произведениях сказочность не уводила детей от реальной действительности, не забывает в то же время о развлекательности, искрящемся юморе – необходимых качествах книг.