Карандышев – характеристика персонажа

Произведение: Бесприданница

Карандышев Юлий Капитоныч – “молодой человек, небогатый чиновник”. К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта.

Лариса для К. – не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.
К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Несмотря на это, К. все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми

как “как запасной вариант”.

Все это унижает героя, лишает его чувства победы.
К. отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью (“поддержите меня,…отнеситесь ко мне нежно, с лаской!” – просит его Лариса). Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением К. руководит желание победить Паратова.

На просьбы Ларисы уехать подальше от города К. отвечает: “Только венчаться – непременно здесь; чтоб не сказали, что…я не жених вам, не пара…” По Островскому, такое чрезмерное самолюбие приводит к стремлению жить выдуманной, иллюзорной жизнью, к отказу

от истинных жизненных ценностей. Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. “Не доставайся же ты никому!” – произносит он, решая судьбу женщины, которая ему “не пара”. К. не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой.

Совершенное им убийство – это последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: “Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться”. В этом К. особенно смешон и жалок.

КАРАНДЫШЕВ – центральный персонаж драмы А. Н. Островского “Бесприданница” (1878). Амбиция – ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека – художественное открытие Ф. М. Достоевского (Макар Девушкин в “Бедных людях”, Парадоксалист в “Записках из подполья”, Мозгляков в “Дядюшкином сне”, Смешной человек в “Сне смешного человека”). В отличие от Достоевского, раскрывающего “самосознание бедного человека” (М. М. Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается, оказавшись во власти амбиций.

Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение “за постоянство” – согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности “пове-личаться”. Он впервые в жизни чувствует себя не просто “равным” остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. “Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь”. “Наткнулся” К. на Паратова и оказался с “бесчеловечной жестокостью” осмеян и унижен им.

Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о “смешном человеке” – вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: “Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня”.

Излишняя “литературность” этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль “рокового” героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: “дикие взгляды” бросал, “отчаянным” прикидывался. “Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех”. Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе (“О, не раскайтесь!”, “Вы должны быть моей”); “наполеоновский” жест (“Кладет руку за борт сюртука”) – все это не что иное, как смехотворное подражание “печоринским” страстям, более всего напоминающее о Грушницком. Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье.

Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния. Первый исполнитель роли К. – М. П. Садовский (1878). Среди других исполнителей – С. А. Мартинсон (1940).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Карандышев – характеристика персонажа