Карамзин, Бедная Лиза. Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем?
Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем? Каким обрисовывает его Карамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с манерой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведений.
Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, “читывал романы, идиллии, имел довольно
Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презрительным отвращением вспоминал уже испытанные
Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?” Пороки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отношения Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумножила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом “обстоятельств”, которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бесцеремонно расстаться с Лизой, как он это сделал.
Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем “доброго малого”. Узнав о самоубийстве Лизы, Эраст глубоко и искренне страдает и “почитает себя убийцею”. “Так “нечувствительность” общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенстве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым препятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет общественных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде.
Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккордом” (В. И. Коровин).
В произведениях классицизма положительные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изображался расчетливым и безжалостным соблазнителем.
Каким вам представляется образ повествователя?
Повествователь – современник героев повести “Бедная Лиза”. Он знаком с Эрастом, который и рассказывает ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, глубоко переживающий горе людей.
Повествователь – человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики. Повествователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
Каково назначение лирических отступлений в повести?
Лирических отступлений в повести немного. Больше у автора развернутых суждений, сопутствующих изображению любви героев, которые, правда, можно отнести и к отступлениям, например: “Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?” Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале “Бедной Лизы”. Повествователь часто приходит к Данилову монастырю “в мрачные дни осени горевать вместе с природой”.
Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жизни и смерти, о горьких страницах истории отечества.
В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюбленных?
Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюбленных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфитеатром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подножия зеленые цветущие луга и убогая, разоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бросает взгляд на Симонов монастырь, вспоминает в связи с ним историю бедной Лизы, обозначает характер своего настроения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище.
Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. Настроение автора (“нежной скорби”) постепенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.
На фоне прекрасных пейзажных зарисовок зарождается и развивается любовное чувство героев. Они встречаются “на берегу реки или в березовой роще, но чаще всего под тению столетних дубов – дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный”. Тихая луна гармонирует с волосами Лизы, “посребряет их”. Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства.
О таком слиянии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих признание в любви к Эрасту: “без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”. Наблюдаемые нами литературные приемы характерны для сентиментализма.