Капризное ударение
Капризное ударение
Ударение – это один из наиболее сложных аспектов русского языка. Можно понять затруднения, возникающие при столкновении с русским ударением у французов, чередующих в своей речи ударные и безударные слоги, и испанцев, в языке которых ударение, за редкими исключениями, падает на предпоследний слог. Им, конечно, нелегко понять, почему, например, в существительном ветер ударение всегда падает на первый слог, в существительном вещество – только на окончание, а в слове душа (непредсказуемом, как и то, что оно обозначает)
Впрочем, проблемы с ударением типичны не только для иностранцев, но и для тех, кто говорит по- русски с рождения.
Существуют профессиональные нормы произношения слов. Моряки говорят компас, рапорт; юристы – осужденный, возбуждено; медики – алкоголь. Оставим эти вольности на совести специалистов.
Это профессиональные нормы, они отличаются от общеязыковых. Поэтому всем следует говорить: компас, рапорт, осужденный, возбуждено,
Сложность – но совсем не беда – русского ударения заключается в том, что оно:
- разноместно, то есть может падать на разные части слова; подвижно, то есть может перемещаться с одной части слова на другую при образовании форм (склонение, спряжение).
Все это может ввергнуть в отчаяние, а следовательно, подтолкнуть к тому, что человек, махнув на все рукой, примется ставить ударением там, где придется. Но литературный язык требует от нас следить за этой стороной речи и не позволять себе произвола. И тут ничего не поделаешь, что-то действительно придется запомнить.
Ниже приведены списки слов и некоторые словоформы, которые разделены на группы в зависимости от того, на какой слог в них падает ударение. Прочитайте эти списки, ставя ударение правильно.
Это, в общем-то, совсем несложно и чуть-чуть похоже на стихи. Возможно, прочитав этот список, вы обнаружите, что постоянно произносите какое-то слово с неправильным ударением. Возможно даже, что вы запомните, как его все-таки стоит произносить. А если не запомните, то вернитесь к этим спискам еще раз.
И еще. И еще. Пока не запомните правильное произношение слов.
Related posts:
- Ударение Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное – ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […]...
- Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест? АКМЕИЗМ – течение в русском декадентстве конца XIX – начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали внимание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскрывали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные состояния […]...
- Выполнение задания В 12 Одно из сложных заданий, несмотря на то что размеры стиха изучаются в среднем звене и повторяются в старших классах. Напомним вам основные размеры стихосложения. После теоретического материала будет интересная подсказка. . Размеры стиха Хорей – двусложный размер стиха с ударением на первом слоге схема стопы хорея: ! – . , а в строке стихе. в […]...
- Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе – енн-, То оно остается на нем только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: ПроведЕнный – ПроведЕн, проведенА, проведенО, прове-денЫ; завезЕнный – ЗавезЕн, завезенА, завезенО, завезенЫ. Несколько замечаний о произношении Полных причастий с […]...
- Именительный падеж множественного числа существительных Особенности именительного падежа множественного числа существительных В именительном падеже множественного числа существительные не сохраняют различия по склонениям, характерного для существительных в единственном числе, и имеют окончания – ы, – а. Существительные И. п. во множественном числе имеют то же синтаксическое значение, что и в единственном числе, и отвечают на вопросы Кто? Что? Примеры форм именительного […]...
- Стихотворная речь Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, […]...
- Несклоняемые имена существительные К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования. В группе несклоняемых существительных выделяются имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударяемое а: бюро, жалюзи, галифе, монпансье, пальто, леди, рагу, антраша, буржуа и др.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, […]...
- Фонетический разбор. Образец Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова и написания слова. Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. В транскрипции проставить знаки слогораздела, […]...
- Особенности второго склонения имен существительных Единственное число 1. В родительном, дательном и предложном падежах немногочисленная группа слов на – ия имеет особое окончание – и: (о) молнии, (о) Марии, (об) армии, на реке Бии (вместо обычного – е: (о) клешне). 2. В творительном падеже наряду с окончанием – ой (-ей) в словах на – ия и – а, – я […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Двусложные размеры Особенности поэтической речи и стихосложения Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов – одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: “Мчатся тучи, вьются тучи…” – Пушкин. Или “Выхожу один я на дорогу…” – Лермонтов. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. […]...
- Определение “Силлабическая”; система стихосложения Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний – в польском, первый – в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке […]...
- Анализ стихотворения Анчар (Пушкин Александр Сергеевич Стихи) 1)А. С. Пушкин / стихотворение. 2)1828 г. 3)Тема: о трагических последствиях отсутствия свободы. Главная мысль : автор сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Настроение: мрачное, трагическое. 4) а) эпитеты: “в пустыне чахлой и скупой” , “песок горючий” ; Б) олицетворения: “природа породила” , “вихорь набежит” ; В) […]...
- Правописание суффиксов имен прилагательных Под ударением в прилагательных пишется суффикс – ив -, без ударения – – ев -: крикливый – соевый. ЗАПОМНИТЕ! Милостивый, юродивый. В суффиксах – чив -, – лив – всегда пишется И : заботливый, прилипчивый. Суффиксы – оват -, – ов -, – овит – пишутся после твердых согласных, – еват -, – ев -, […]...
- Слог Слог – гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […]...
- Стихосложение РИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ – одна стихотворная строка. СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […]...
- Правописание О-Е после шипящих во всех частях речи В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […]...
- Омографы Особое внимание следует уделить правильному употреблению омографов – слов, которые пишутся одинаково, но различаются ударением: отзыв – отзыв, наголо – наголо, заржаветь – заржаветь, проклятый – проклятый, характерный -характерный, забронировать – забронировать, атлас – атлас, броня – броня и др. Между этими словами всегда есть существенное смысловое различие. И их смысл напрямую зависит от того, […]...
- Рифма и ее разновидности Рифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( Клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений […]...
- НЕ и НИ в отрицательных наречиях НЕ и НИ в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: незачем, никак, ничуть. Под ударением пиши приставку НЕ-, а без ударения – приставку НИ-: негде устроиться – нигде не нашел. Проверяй написание приставок НИ – и НЕ – ударением. В безударном положении пиши НИ, под ударением – НЕ. Пиши НИ и НЕ слитно. […]...
- Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Повторение правил правописания корней Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ 1. Корень с безударной Гласной. Безударную гласную корня надо проверить ударением. Удивительный – диво Примириться – мир 2. Корень с непроверяемой Гласной. Если корень нельзя проверить, то это слово словарное, его правописание надо запомнить. Корзина, вагон, конфета […]...
- Родительный падеж Что такое родительный падеж? Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета, а также субъектные или объектные отношения. Существительные в родительном падеже Отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле, Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, […]...
- Определение. Что такое Фонетический разбор Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. 2. В […]...
- Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение – это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для слушающих, для того, чтобы вызвать у них определенные мысли и чувства, заинтересовать чтением.. Но чтобы овладеть искусством выразительного чтения, нужным знания и умения. Главные требования к выразительному чтению – осмысленность, четкость и правильности речи. Прежде […]...
- Виды стихотворных размеров с примерами Подготовка к ЕГЭ: Виды стихотворных размеров с примерами Стихотворный размер – это кратчайший отрезок определенного стихотворного метра, который сконцентрирован в группе слогов с относительно устойчивым ударением (ритмическим акцентом). Стихотворный размер выступает в качестве единицы измерения и определения стихотворного ритма. В зависимости от количества слогов стихотворные размеры классифицируют на односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные. Итак, теперь […]...
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […]...
- Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова – неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова могут использоваться […]...
- Анализ стихотворения Молитва (Ахматова Анна) Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 г. 1. Тема – обращение к трагической судьбе России. 2. Идея – лирический герой чувствует ответственность за […]...
- Классификация и виды рифмы Основные классификации По месту ударения Мужская (с ударением на последнем слоге): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.С. Пушкин) Женская (с ударением на предпоследнем слоге): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… (М.Ю. Лермонтов) Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге): […]...
- Художественный анализ стихотворения Зимнее утро (Пушкин А. С.) 1. Тема произведения. – В стихотворении “Зимнее утро” А. С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня… 2. Идея произведения. – Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. […]...
- Определение Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова (ономатопоэтические слова) – неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова […]...
- Словарь омонимов Словарь омонимов – справочник по лексической омонимии, который объединяет омонимы в группы, объясняет лексическое значение омонимов, приводит сведения об их происхождении, морфемном строении и стилистических особенностях. Поскольку одним из важных источников возникновения омонимов являются заимствованные слова, в словарях омонимов обязательно содержатся сведения о происхождении слов. Однако основная масса омонимов в языке образуется при помощи словообразовательных […]...
- Что такое Орфография. Определение Орфография (греч. orthographia, от orthos “правильный” и grapho “пишу”) – система правил единообразного буквенного написания слов и их форм. Орфография и пунктуация – два основных раздела правил русского письма. Внутри орфографии есть свои разделы: – правила, обеспечивающие общепринятую буквенную запись звукового состава слов и их частей – морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); – правила […]...
- Неударяемые гласные в корнях слов – Правописание гласных, Орфография Неударяемые гласные в корнях слов § 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар – зор-, рас(т)- рос(т)-, равн – ровн-, гар – гор-, плав – плов-: Корень зар – пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением – зарево, лучезарный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор […]...
- Определение. Что такое Чередование звуков Чередование звуков – взаимная замена звуков в составе одной и той же морфемы. Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе – [дубы]. В данном […]...
- Ритмика произведений маяковского “Рассказ”, “разговор” – характерные для Маяковского жанры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточно передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: “планов… громадье”, “размаха шаги саженъи, “темно […]...
- Словарная статья Словарная статья – часть словаря, которая посвящена описанию одной единицы из общего словника. Словарная статья открывается заголовочным словом (морфемой, словосочетанием и т. п.), которое дается в исходной форме и, как правило, имеет ударение. Стилистически окрашенное заголовочное слово сопровождается специальной пометой: разговорное, просторечное, книжное и т. п. Словарная статья может содержать толкование слова, грамматическую и словообразовательную […]...
- Анализ стихотворения Во всем мне хочется дойти до самой сути (Пастернак Б. Л.) Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О […]...