Капризное ударение
Капризное ударение
Ударение — это один из наиболее сложных аспектов русского языка. Можно понять затруднения, возникающие при столкновении с русским ударением у французов, чередующих в своей речи ударные и безударные слоги, и испанцев, в языке которых ударение, за редкими исключениями, падает на предпоследний слог. Им, конечно, нелегко понять, почему, например, в существительном ветер ударение всегда падает на первый слог, в существительном вещество — только на окончание, а в слове душа (непредсказуемом, как и то, что оно обозначает) перемещается при склонении слова между основой и окончанием. И, самое главное, все это надо запоминать!
Впрочем, проблемы с ударением типичны не только для иностранцев, но и для тех, кто говорит по- русски с рождения.
Существуют профессиональные нормы произношения слов. Моряки говорят компас, рапорт; юристы — осужденный, возбуждено; медики — алкоголь. Оставим эти вольности на совести специалистов.
Это профессиональные нормы, они отличаются от общеязыковых. Поэтому всем следует говорить: компас, рапорт, осужденный, возбуждено, алкоголь.
Сложность — но совсем не беда — русского ударения заключается в том, что оно:
- разноместно, то есть может падать на разные части слова; подвижно, то есть может перемещаться с одной части слова на другую при образовании форм (склонение, спряжение).
Все это может ввергнуть в отчаяние, а следовательно, подтолкнуть к тому, что человек, махнув на все рукой, примется ставить ударением там, где придется. Но литературный язык требует от нас следить за этой стороной речи и не позволять себе произвола. И тут ничего не поделаешь, что-то действительно придется запомнить.
Ниже приведены списки слов и некоторые словоформы, которые разделены на группы в зависимости от того, на какой слог в них падает ударение. Прочитайте эти списки, ставя ударение правильно.
Это, в общем-то, совсем несложно и чуть-чуть похоже на стихи. Возможно, прочитав этот список, вы обнаружите, что постоянно произносите какое-то слово с неправильным ударением. Возможно даже, что вы запомните, как его все-таки стоит произносить. А если не запомните, то вернитесь к этим спискам еще раз.
И еще. И еще. Пока не запомните правильное произношение слов.
- Определение. Что такое Ударение Ударение — выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное — ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […]...
- Ударение Ударение — выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное — ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […]...
- Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест? АКМЕИЗМ — течение в русском декадентстве конца XIX — начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали внимание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскрывали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные состояния […]...
- Выполнение задания В 12 Одно из сложных заданий, несмотря на то что размеры стиха изучаются в среднем звене и повторяются в старших классах. Напомним вам основные размеры стихосложения. После теоретического материала будет интересная подсказка. . Размеры стиха Хорей — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге схема стопы хорея: ! — . , а в строке стихе. в […]...
- Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе — енн-, То оно остается на нем только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: ПроведЕнный — ПроведЕн, проведенА, проведенО, прове-денЫ; завезЕнный — ЗавезЕн, завезенА, завезенО, завезенЫ. Несколько замечаний о произношении Полных причастий с […]...
- Именительный падеж множественного числа существительных Особенности именительного падежа множественного числа существительных В именительном падеже множественного числа существительные не сохраняют различия по склонениям, характерного для существительных в единственном числе, и имеют окончания — ы, — а. Существительные И. п. во множественном числе имеют то же синтаксическое значение, что и в единственном числе, и отвечают на вопросы Кто? Что? Примеры форм именительного […]...
- Стихотворная речь Стихотворная речь — это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный — это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк — ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, […]...
- Несклоняемые имена существительные К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования. В группе несклоняемых существительных выделяются имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударяемое а: бюро, жалюзи, галифе, монпансье, пальто, леди, рагу, антраша, буржуа и др.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, […]...
- Фонетический разбор. Образец Фонетический разбор — анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова и написания слова. Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. В транскрипции проставить знаки слогораздела, […]...
- Особенности второго склонения имен существительных Единственное число 1. В родительном, дательном и предложном падежах немногочисленная группа слов на — ия имеет особое окончание — и: (о) молнии, (о) Марии, (об) армии, на реке Бии (вместо обычного — е: (о) клешне). 2. В творительном падеже наряду с окончанием — ой (-ей) в словах на — ия и — а, — я […]...
- Определение. Что такое Слог Слог — гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей — при медленном, растянутом произнесении (скандировании) речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе — слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше — 7 и […]...
- Определение «Силлабическая»; система стихосложения Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний — в польском, первый — в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке […]...
- Особенности поэтической речи и стихосложения Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов — стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Орфоэпические словари За последние десятилетия вместе с работой по упорядочению правописания проведена большая работа по упорядочению произношения. Сводка важнейших правил литературного произношения приложена к «Толковому словарю русского языка» Д. Н. Ушакова, а в самом словаре даются необходимые указания ко многим словам. Такие же указания находим в «Словаре русского языка», составленном С. И. Ожеговым. В 1951 г. Была […]...
- Двусложные размеры Особенности поэтической речи и стихосложения Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи…» — Пушкин. Или «Выхожу один я на дорогу…» — Лермонтов. Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге. […]...
- Анализ стихотворения Анчар (Пушкин Александр Сергеевич Стихи) 1)А. С. Пушкин / стихотворение. 2)1828 г. 3)Тема: о трагических последствиях отсутствия свободы. Главная мысль : автор сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Настроение: мрачное, трагическое. 4) а) эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой» , «песок горючий» ; Б) олицетворения: «природа породила» , «вихорь набежит» ; В) […]...
- Правописание суффиксов имен прилагательных Под ударением в прилагательных пишется суффикс — ив -, без ударения — — ев -: крикливый — соевый. ЗАПОМНИТЕ! Милостивый, юродивый. В суффиксах — чив -, — лив — всегда пишется И : заботливый, прилипчивый. Суффиксы — оват -, — ов -, — овит — пишутся после твердых согласных, — еват -, — ев -, […]...
- Стихосложение РИТМ — повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ — одна стихотворная строка. СТРОФА — повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ — система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […]...
- О Е после шипящих в прилагательных Особенности написания О/Е после шипящих в прилагательных В русском языке достаточно часто делают ошибки при написании О Е после шипящих в прилагательных. В зависимости от морфологических особенностей слова, выделяют правила употребления О/Е в суффиксах и в окончаниях прилагательных. Примеры написания О Е в суффиксах прилагательных и в окончаниях: ежовый, парчовый, крученый, копченый, мощеный, печеный, большой, […]...
- Омографы Особое внимание следует уделить правильному употреблению омографов — слов, которые пишутся одинаково, но различаются ударением: отзыв — отзыв, наголо — наголо, заржаветь — заржаветь, проклятый — проклятый, характерный -характерный, забронировать — забронировать, атлас — атлас, броня — броня и др. Между этими словами всегда есть существенное смысловое различие. И их смысл напрямую зависит от того, […]...
- Слог Слог — гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей — при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […]...
- Правописание О-Е после шипящих во всех частях речи В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […]...
- Рифма и ее разновидности Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( Клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений […]...
- Словарь омонимов Словарь омонимов — справочник по лексической омонимии, который объединяет омонимы в группы, объясняет лексическое значение омонимов, приводит сведения об их происхождении, морфемном строении и стилистических особенностях. Поскольку одним из важных источников возникновения омонимов являются заимствованные слова, в словарях омонимов обязательно содержатся сведения о происхождении слов. Однако основная масса омонимов в языке образуется при помощи словообразовательных […]...
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […]...
- НЕ и НИ в отрицательных наречиях НЕ и НИ в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: незачем, никак, ничуть. Под ударением пиши приставку НЕ-, а без ударения — приставку НИ-: негде устроиться — нигде не нашел. Проверяй написание приставок НИ — и НЕ — ударением. В безударном положении пиши НИ, под ударением — НЕ. Пиши НИ и НЕ слитно. […]...
- Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Повторение правил правописания корней Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ 1. Корень с безударной Гласной. Безударную гласную корня надо проверить ударением. Удивительный — диво Примириться — мир 2. Корень с непроверяемой Гласной. Если корень нельзя проверить, то это слово словарное, его правописание надо запомнить. Корзина, вагон, конфета […]...
- Идейно-художественный анализ М. Ю. Лермонтов «Молитва» М. Ю. Лермонтова часто сравнивают с А. С. Пушкиным. И это справедливо. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич создал огромное количество литературных шедевров и вполне мог претендовать на лавры метра отечественной литературы. Но смерть всегда забирает лучших… В наследство М. Ю. Лермонтов оставил множество лирических стихотворений, одно из которых, «Молитва», — мое любимое. Написанное в […]...
- Орфоэпия Орфоэпия 1. Раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, связанное с образованием грамматических форм. Орфоэпические нормы русского […]...
- Орфограмма Орфограмма — написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке. На уроках русского языка школьников учат узнавать орфограмму, правильно применять правило и объяснять написание, ссылаясь на орфограмму. Например, слова капуста, здоровье — словарные слова: «Правописание словарного слова нужно запомнить». В словах вода, примирять — проверяемые гласные в корне: «Чтобы проверить безударную гласную в корне, […]...
- Родительный падеж Что такое родительный падеж? Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, выражающий значение определения предмета, а также субъектные или объектные отношения. Существительные в родительном падеже Отвечают на вопросы — Кого? Чего? и сочетаются с предлогами — без, от, до, около, из, с, у, возле, подле, Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, […]...
- Евгений Онегин — Анализ. Особенности композиции «Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции «Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее […]...
- Орфография Орфография — система правил единообразного буквенного написания слов и их форм. Орфография и пунктуация — два основных раздела правил русского письма. Внутри орфографии есть свои разделы: Правила, обеспечивающие общепринятую буквенную запись звукового состава слов и их частей — морфем ; Правила слитного и дефисного написания слов; Правила употребления прописных букв; Правила графических сокращений слов; Правила […]...
- Запоминалки Запоминалки — Правила русского языка в рифмах Безударные гласные Если буква гласная вызвала сомнение — Ты ее немедленно ставь под ударение! Собирать, стирать, задира — Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. Непроизносимые согласные в корне И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т […]...
- Словарь правильности Словарь правильности («трудностей») — справочник, который содержит различные языковые единицы (слова, формы слов, выражения), употребление которых вызывает трудности в речевой практике и нуждается в характеристике с точки зрения нормы русского языка. К подобным явлениям относится смешение близких по форме и значению слов, неправильное употребление стилистически окрашенных слов, нарушение норм сочетаемости слов. Словарь трудностей русского языка […]...
- Словарь словообразовательный Словарь словообразовательный — справочник, отражающий словообразовательную структуру слова и устанавливающий отношение производности между словами. Словообразовательный словарь может давать слова в алфавитном порядке или объединять в группы на основе общей морфемы: корневой или аффиксальной. Словарная статья словообразовательного словаря имеет своеобразное строение, обусловленное структурой и задачами словаря. Ученикам адресован Школьный словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова, […]...
- Сочинение на тему: УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ Уметь говорить — значит: — обладать обширным словарным запасом, с помощью которого вы без усилий, свободно, раскованно сможете общаться с собеседником; — произносить слова с правильным ударением; — точно и грамотно употреблять слова в диалоге в зависимости от целей, которые вы ставите перед собой, общаясь с людьми; — быстро и верно ориентироваться в […]...
- Словарь словообразовательный (деривационный) Словарь словообразовательный (деривационный) — справочник, отражающий словообразовательную структуру слова и устанавливающий отношение производности между словами. Словообразовательный словарь может давать слова в алфавитном порядке или объединять в группы на основе общей морфемы: корневой (гнездо однокоренных слов) или аффиксальной. Словарная статья словообразовательного словаря имеет своеобразное строение, обусловленное структурой и задачами словаря. Ученикам адресован Школьный словообразовательный словарь русского […]...
- Определение. Что такое Фонетический разбор Фонетический разбор — анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. 2. В […]...
- Определение. Что такое Орфограмма Орфограмма (от греч. orthos «правильный» и gramma «буква») — написание, регулируемое орфографическим правилом (см. Орфография) или устанавливаемое в словарном порядке. На уроках русского языка школьников учат узнавать орфограмму, правильно применять правило и объяснять написание, ссылаясь на орфограмму. Например, слова капуста, здоровье — словарные слова: «Правописание словарного слова нужно запомнить». В словах вода (вод), примирять [врагов] […]...
- Словарь словосочетаний Словарь словосочетаний — справочник сочетаний слов русского языка. Словари словосочетаний могут существенно отличаться друг от друга принципом отбора единиц и их характеристикой. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка под редакцией П. Н. Денисова и В. В. Морковкина (1978) представляет ряды свободных сочетаний заголовочного слова с другими словами, содержит грамматические и стилистические пометы, толкование слова, указывает […]...
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова Самым популярным словарем русского языка по праву считается Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова (1949), который выдержал около 30 изданий (после смерти С. И. Ожегова словарь выходил под редакцией Н. Ю. Шведовой). В словаре представлена наиболее употребительная лексика. Устаревшие и диалектные слова, а также жаргонные и иноязычные приводятся редко. Принцип подачи слов — полугнездовой, […]...
- Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение — это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для слушающих, для того, чтобы вызвать у них определенные мысли и чувства, заинтересовать чтением.. Но чтобы овладеть искусством выразительного чтения, нужным знания и умения. Главные требования к выразительному чтению — осмысленность, четкость и правильности речи. Прежде […]...
- Словарь современного русского литературного языка Словарь современного русского литературного языка Наиболее полным академическим словарем остается Словарь современного русского литературного языка в 17 томах, работа над которым продолжалась около 30 лет и закончилась в 1965 г. Словарь отражает тщательно разработанную систему грамматических характеристик слов, особенностей правописания и произношения слов. Общая концепция словаря менялась: лишь в первых томах слова располагались по гнездовому […]...
- Виды стихотворных размеров с примерами Подготовка к ЕГЭ: Виды стихотворных размеров с примерами Стихотворный размер — это кратчайший отрезок определенного стихотворного метра, который сконцентрирован в группе слогов с относительно устойчивым ударением (ритмическим акцентом). Стихотворный размер выступает в качестве единицы измерения и определения стихотворного ритма. В зависимости от количества слогов стихотворные размеры классифицируют на односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные. Итак, теперь […]...
- Словарь орфоэпический Словарь орфоэпический — справочник, отражающий правила произношения и ударения слов. Самым авторитетным словарем такого рода является Орфоэпический словарь русского языка Р. И. Аванесова (1983). Словарь содержит несколько вариантов нормированного произношения слова, а также минимальную грамматическую информацию о слове. Словарь трудностей русского произношения, подготовленный М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткиной (1997), представляет правила произношения новых […]...
- Трехсложные стихотворные размеры Особенности поэтической речи и стихосложения Трехсложные стихотворные размеры Состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Дактиль (от греческого daktylos — букв, палец) — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Например, «В полном разгаре страда деревенская…» — Некрасов. (четырехстопный дактиль) Амфибрахий (от греческого amphibrachus — букв, с двух сторон краткий) — трехсложный метр […]...