“Капитаны”, анализ цикла стихотворений Гумилева



История создания

Цикл “Капитаны” состоит из четырех стихотворений. Гумилев создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров.

В момент написания стихотворений Гумилев еще не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий. В образах капитанов Гумилев изобразил идеал, к которому стремился: жизнь, полную приключений и опасностей, достойную смерть храбреца. Всем этим Гумилев насладился сполна.

Один из свидетелей расстрела 35-летнего Гумилева

в 1921 г. вспоминал, что он вел себя очень спокойно и достойно, не проявлял признаков страха или паники.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. об акмеизме как направлении еще не было заявлено. Можно трактовать цикл “Капитаны” как символический. Об этом свидетельствует традиционный портрет капитана из первой части и характерное для символистов описание невзгод, случающихся на море, как жизненных трудностей.

Тогда образ смелого капитана становится символом человека, который избирает полную приключений жизнь и достойную смерть, а не жалкое прозябание и смерть от старости в собственной постели.

Но

о том, что Гумилев уже в 1909 г. воспринимал образы как земные, жизненные, то есть, по сути, акмеистические, свидетельствует сама его жизнь, в которой он не символически, а реально пережил все тяготы изображенного им капитана. Наиболее близки к акмеистическим подробности жизни матросов в третьем стихотворении цикла.

Тема, основная мысль и композиция

“Капитаны” – это цикл из четырех стихотворений. Первое стихотворение описывает идеальный образ капитана – смелого, дерзкого, внимательного, романтичного открывателя новых земель. Лирический герой описывает привлекательные стороны профессии, избегая упоминания о тяготах плаванья.

Даже бунт на корабле, буря или нападение пиратов описаны как красивые события.

Второе стихотворение цикла начинается перечислением знаменитых мореплавателей. Гумилев начинает с полководцев и первооткрывателей 14-18 вв., потом упоминает античных колонизаторов. Наконец, мифологического Улисса и сказочного Синдбада-Морехода.

Предметом внимания лирического героя становятся неизвестные люди разных эпох: пираты, искатели веры и первые поплывшие на плоту люди. Лирический герой находит общие черты характера их всех: дерзкие, отвергающие традиции и привычное течение жизни. Лирический герой пытается понять мысли этих людей и, перевоплотившись в них, оказывается в мире романтических грез.

Если в первом стихотворении описан идеальный человек-путешественник, то во втором – идеальный мир, к которому путешественник стремится. Это мир волшебных сказок, первозданной природы.

Третье стихотворение посвящено совсем не капитанам, которые упоминаются только в самом конце, а простым матросам, их жизни в порту. Это стихотворение контрастирует с романтическим миром второго. Только в начале третьего стихотворения нарисована привлекательная картина жизни матросов в порту. В следующих строфах лирический герой открывает всю неприкрашенную жизнь матроса: попойки, грязь, обман, карточные игры.

Только в плаванье, под предводительством капитана, прекращается эта чудовищная жизнь и начинается истинная.

В четвертом стихотворении лирический герой озвучивает легенду о Летучем Голландце, корабле-призраке, обращая самое пристальное внимание на его капитана, который, хотя и наказан за убийство вечным скитанием, не перестает быть капитаном, отвечающим за судьбу корабля.

Тематика цикла – судьба капитанов и вообще всех первооткрывателей, романтика в их жизни.

Основная мысль: восхищение судьбой и подвигом капитанов, желание повторить их судьбу, сделать открытия и испытать необыкновенные приключения. А в символическом смысле – яркая, нетривиальная жизнь как идеал.

Весь цикл объединяет, кроме темы и идеи, романтический пафос.

Тропы и образы

Все четыре стихотворения цикла соединяет образ лирического героя. Он восхищается капитаном из первого стихотворения, мечтает о неоткрытых землях вместе с первооткрывателями из второго, наблюдает за жизнью в порту простых матросов в третьем и с ужасом следит за появившимся на горизонте Летучим Голландцем в четвертом.

Капитан из первого стихотворения – собирательный образ, поэтому множественное число сменяется единственным. Гумилев описывает франта в красивой и, наверное, не очень удобной на корабле одежде: высокие ботфорты с клочьями пены, которые становятся украшением, подобным золотым кружевам на розоватых брабантских манжетах. Обязательные атрибуты капитана – трость и пистолет, которым он грозит мятежникам.

Во внешности капитана Гумилев обращает внимание на острый уверенный взгляд (эпитеты) и руки, потому что они связаны с деятельностью капитана, полной опасностей: борьба с пиратами, охота за китами, умение ориентироваться на море в ночи многозвездной (эпитет).

Важными качествами капитанов для лирического героя становится бесстрашие (не страшны ураганы), опытность (изведали мальстремы и мель), деятельная, а не созерцательная жизнь, что отражено в противопоставлении, содержащем метафору (грудь пропитана солью моря, а не пылью затерянных хартий).

Капитан в стихотворении изображен как неотъемлемая часть корабля. Он окружен привычными вещами, всходит на трепещущий мостик (метафорический эпитет), который не просто дрожит и качается от непогоды, а как будто боится, в отличие от капитана. Корабли в стихотворении – послушное орудие в руках капитана, они награждены эпитетом быстрокрылые.

Основной противник капитана – само море. На фоне его могущества изображены корабль и капитан. Волны описаны с помощью метафоры (изгибы зеленых зыбей), базальтовые и жемчужные скалы, между которыми плавают корабли, напоминают о древнегреческих Сцилле и Харибде.

Море безумствует и хлещет, как живое (олицетворение), в небеса поднимаются гребни волн (метафора и гипербола), но капитан, в отличие от своего мостика, не трепещет (метафора).

Во втором стихотворении Гумилев развивает тему моря как божества. Капитаны называются паладинами (рыцарями), а море – зеленым храмом. Седые валы восхваляют победы капитанов (олицетворение).

Лирический герой находит много общего у себя со знаменитыми капитанами, что дает ему возможность погрузиться в их грезы. Воображение рисует сказочный мир, в котором живут карлики и великаны. Идеальную природу Гумилев изображает с помощью эпитетов: солнечные рощи, прозрачная вода, душистые смолы, червонного золота пчелы. Использует он сравнения (розы краснее, чем пурпур царей), олицетворения (узорные листья лепечут).

Во втором стихотворении цикла отражается тоска лирического героя по тем временам, когда мир еще был “не открыт до конца”.

В третьем стихотворении цикла Гумилев создает образ отдыхающих в порту матросов, в основном с помощью эпитетов. Жизнь в порту связана с немногими приятными вещами, создаваемыми эпитетами (веселые матросы, знакомый порт, рассказы болтливого деда, песни темнокожих мулаток, сладкий запах блюд) и множеством неприятных (заплеванные таверны, неверные колоды, завитые шулера, затоптанный пол, пьяных слов бессвязный лет). Избавлением от такой жизни становится рупор капитана, которому матросы внимают с радостью.

Образы четвертого стихотворения проникнуты поэтикой смерти и умирания: иные области, томимые мучительной луной (эпитеты и метафора), непрекращаемый танец волн (эпитет), капитан скользит над бездною (метафора), окровавленная, но железная рука (эпитет), товарищи бледны, как смерть, подобны трупам (сравнение). Другая группа тропов связана с образом бравых моряков: ватага буйная и воинственная, страшные таинственные истории, смелые пенители моря (эпитеты).

Капитан с ликом Каина – своеобразный антигерой. Он переступил моральную черту, поэтому, хотя ему присущи все черты капитана, притягательные для лирического героя, его дорога ужасна. Этот образ в конце цикла – предостережение, окончательная точка в формировании идеала лирического героя.

Образ Каина возникает как образ преступника-изгнанника, обреченного на вечные скитания.

Во всех четырех стихотворениях большое значение имеет цвет. Это и зеленый цвет океана, и розовые с золотом кружева капитана, свет звезд и маяков, седые валы, червонного золота пчелы, красные розы, темнокожие мулатки, свет луны и огней святого Эльма, окровавленная рука капитана и бледность его товарищей. Эта антитеза, как и антитезы других стихотворений (полярные моря и южные, базальтовые скалы и жемчужные, мальстремы и мель, великаны и карлики) создает картину мира, наполненного противоположностями.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трехстопным анапестом, второе – четырехстопным амфибрахием, третье – четырехстопным хореем со множеством пиррихиев, четвертое – четырехстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрестная. В первых трех женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечетная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику.

В целом ритмическая организация цикла передает динамику, полную деятельности жизнь капитанов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Капитаны”, анализ цикла стихотворений Гумилева