Каллиграфия и стенография



С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во – вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. “kalligraphia” – “красивый почерк”) – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма. Каллиграфия приближает письмо к искусству.

Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты: латинские унциал, полуунциал, курсив, готическое письмо, славянские устав, полуустав, вязь и др. непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа (ведь изображение сродни созданию, которое должно быть наделено душой, а вдохнуть в него душу может один Аллах), поэтому им оставалось только совершенствоваться в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Не

изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире.

Четкие формы египетских иероглифов, как бы застывшие в камне, достигли идеала завершенности. Египтяне совершенствовали свое письмо и в другом направлении. Наряду с монументальной иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику (от греч. “hieratikos” – “священный”), письмо жрецов, потом демотику (от греч. “demotikos” – “народный”), народное письмо. Ведь скорость – необходимое качество хорошего писца.

Об этом гласит и шумерская поговорка: “Только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст”. В скорописи вырабатывались приемы упрощенного написания знаков, их соединение в лигатуры (от лат. “ligatura” – “связь”), т. е. слитные написания; допускались определенные сокращения слов и словосочетаний. Отсюда и произошла система сокращенной записи речи – стенография (от греч. “stenos” – “узкий”, “тесный”, и “grapho” – “пишу”). Такая система использовалась в IV в. до н. э. в Афинах: историк Ксенофонт записал ею воспоминания о Сократе.

Она не была единственной.

В Риме в 63 г. до н. э. Марк Туллий Тирон изобрел собственную систему стенографии. Ее знаки имели форму рисунков, упрощенных начертаний букв и могли заменять целые слова. Число таких знаков достигало 5 тыс. системой Тирона, со временем дополненной, пользовались в Европе более тысячи лет.

Лишь в XI в., когда в ней вдруг усмотрели связь с колдовством, она постепенно вышла из употребления. Были системы сокращенной записи и на Руси: с их помощью в XV в. записывали “протоколы” новгородского и псковского вече. Широко употребляли титло (~ или ‘): оць – “отец”, нн – “ныне”, мць – “месяц” (с подсказкой – маленьким с сверху).

Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу “Искусство скорописи, или Стенография”. С тех пор появился и термин “стенография”. В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте.

Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков.

Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в “Книге рекордов Гиннесса”, был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту – быстрее говорить, наверное, просто невозможно. Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т. е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретенную им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчеты о заседаниях английского парламента. Помощью секретарей-стенографисток пользовались и русские писатели Ф. М. Достоевский, Л. Толстой.

В РСФСР в 1933 г. была принята разработанная доктором физико-математических наук Николаем Николаевичем Соколовым Единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор. Вжизни и языке всегда присутствуют как достижения прошлого, так и зачатки будущего. Когда количество изменений (их регулярность, обязательность и т. д.) переходит в новое качество?

Когда рисунок становится иероглифом? Когда слоговый знак превращается в букву? На эти и многие другие вопросы нет и не может быть окончательных ответов.

Вот вроде бы очевидный вопрос: пользуемся ли мы (при нашем алфавитном письме) иероглифами, или, точнее говоря, словесными знаками? Большинство решительно скажут: “Нет!”. Оказывается, пользуемся, и очень часто.

Иероглифами являются, в частности, математические, физические и прочие условные знаки “+”, “=”, “%”, а также цифры и соответствующие обозначения чисел. Мы прочитываем записи типа 2 + 2 = 4 или 100 % словами, следовательно, это словесные знаки, т. е. они соотносятся с целым словом. А как быть с такими текстами, как От реки до дома 100 метров?

100 – это иероглиф, а что такое м? Если читать как “сто метров”, буква превращается в иероглиф. Но ведь некоторые люди (особенно школьники) читают как “сто “эм””, и тогда это все же буква, хотя ис особыми правилами чтения. Компьютерный диалект сети ФИДО используется в основном для неформального общения ее членов, поэтому возникла необходимость передачи эмоций и даже мимики пишущего.

В обычном тексте сделать это достаточно сложно, из-за чего и появились специфические знаки препинания (так называемые смайлики). Для их чтения лучше всего немного наклонить голову влево: тогда можно увидеть стилизованный портрет компьютерщика. Смайлик обычно располагается сразу после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы.

Большинство смайликов используется в сокращенной форме – без серединной черточки – “носа”.

Основные смайлики:

:-) или ( Улыбка. Хорошее настроение или смешная фраза.

:-( или ( Грустно.

:-< очень грустно.

:-> Сарказм, насмешка.

>:-> Резкая или злая насмешка, на грани оскорбления.

:-Е Огрызнуться, показать зубы.

;-) Подмигивающая улыбка. (“Не обижайся, это шутка”.)

:-| или ( Озадаченность или нерешительность.

:-\ Нерешительность или сильное удивление.

:-Р Показать язык.

:-* Поцелуй.

:-О Открыть рот от удивления.

8-) Вытаращить глаза. Чаще употребляется в варианте 8-О

:*) Пишущий пьян.

%-) После 15 часов сидения за компьютером.

Слово, набранное заглавными буквами (если это не заголовок), воспринимается как КРИК. Ударение в слове (если это необходимо) может выделяться заглАвной буквой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Каллиграфия и стенография