Какую роль в пьесе “На дне” играет история любви Васьки Пепла?



Очень часто сюжет драматургического произведения строится на любовной истории (“Русалка” А. С. Пушкина, “Гроза” и “Бесприданница” А. Н. Островского, “Иванов” А. П. Чехова и т. д.), так как в любви герои могут ярко и интересно проявить свои характеры, убеждения и т. п. Любовная сюжетная линия есть и в пьесе “На дне”. Она строится на описании взаимоотношений Василия Пепла, Наташи, четы Костылевых.
Экспозиция любовной сюжетной линии выясняется из разговора Пепла и Сатина в первом действии: у молодого, ловкого вора и хозяйки ночлежки в недавнем прошлом был роман, однако к началу действия Пепел уже разочаровался в своей любовнице. Он устал от лютости и порочности Василисы, о чем говорит ей прямо: “Души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… мы – звери… (…) надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..” (II). Молодой парень тяготится своей жизнью, тянется к другой, честной и осмысленной, поэтому так заинтересованно будет слушать рассказы Луки о “золотой стране” Сибири (II).

Вскоре после разговора Васьки и Сатина в подвале

появляется Наташа, и по ласковому обращению с ней Васьки можно догадаться, что вот сейчас завязывается новая любовная история. Сцена объяснения в любви Пепла и Наташи, подслушанная Василисой, становится кульминацией этой сюжетной линии. Кажется, все складывается удачно: Васька уговорил Наташу выйти за него замуж, а она согласилась, хотя и не очень любит его. Сцена объяснения в любви заканчивается зловещей фразой Василисы: “Устрою я тебе свадебку” (III).

Развязка следует практически сразу за кульминацией: за сценой Василиса калечит Наталью, обваривая ей ноги кипятком из самовара; на сцене Пепел в страшном возбуждении убивает Костылева. Так рушатся все мечты Васьки о счастье, так заканчивается любовная (бытовая) сюжетная линия пьесы.
Но совершенно очевидно, что бытовая сюжетная линия не исчерпывает содержания горьковской драмы. История любви Пепла и Наташи оттесняется на второй план социальным содержанием произведения. Трагическая история любви двух молодых героев важна в пьесе не только сама по себе, но и как иллюстрация к идее автора: уйти, подняться со “дна” жизни почти невозможно.

Ограниченное значение бытовой сюжетной линии подчеркивается еще и тем, что в ней никак не участвует большинство героев пьесы. Ночлежники предпочитают оставаться наблюдателями любовной драмы. Кроме того, после развязки бытовой сюжетной линии (конец третьего действия) Горький пишет четвертое действие, где Пепел, Василиса и Наташа вообще не появляются.

Ночлежники между делом упоминают только, что Пепел в тюрьме и судится с Василисой, а Наташа ушла из больницы куда глаза глядят.
Главным в пьесе “На дне” становится не бытовое содержание, но социальное и философское. Уже само существование ночлежки Костылева, людей-отбросов есть горький упрек, предъявленный драматургом обществу. Да, эти люди-отбросы сами во многом виноваты. Но ведь это люди!

Гуманизм Горького заключается в том, что обитателей “дна” он изображает не как озверевших выродков, а как людей с умом, способных к духовным исканиям. Мечты Насти, Пепла, Актера, Клеща свидетельствуют о благородных душевных порывах героев.
В пьесе Горького социальное обличение современной России закономерно связывается с философскими вопросами: что делать, чтобы облегчить или, может быть, даже изменить жизнь обитателей ночлежки; что для них важнее – утешение или правда? И вот в подвале, похожем на пещеру, герои начинают размышлять над вопросами человеческого бытия. Социально-бытовая пьеса наполняется философским содержанием, которое становится главным в произведении.
В споре о лжи-утешении и правде принимают участие буквально все герои. Именно этот спор становится основой сквозного сюжета пьесы, объединяющего и всех героев, и все частные сюжетные линии, к которым относится любовная история Васьки Пепла.
Итак, если вспомнить историю русской драматургии, то можно отметить: пьесы, основанные на социально-философском конфликте, встречаются столь же часто, что и пьесы, построенные на любовном конфликте: к первым относятся комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Ревизор” Н. В. Гоголя, “Лес” А. Н. Островского, “Вишневый сад” А. П. Чехова и т. д. Драма М. Горького “На дне” является социально-философской, а бытовая сюжетная линия (любовный треугольник между Пеплом, Наташей, Василисой и Пеплом, Василисой, Костылевым) играет в ней вспомогательную роль. Через взаимоотношения четырех названных героев показаны хозяева и ночлежники – нравственные принципы, характеры, мечты тех и других.
Общий сюжет в пьесе Горького развивается многолинейно (социальный, философский и бытовой сюжеты сложно переплетаются), композиция связывает все сюжетные линии и, таким образом, помогает выразить сложное идейное содержание. Постепенно разрозненные бытовые, семейные, личные столкновения перерастают в идеологические и моральные конфликты. По мере развертывания действия пьесы становится ясно, что ночлежники вместе с автором пытаются решить “вечный” вопрос о правде и лжи-утешении.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Какую роль в пьесе “На дне” играет история любви Васьки Пепла?