Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Островский был в числе первых русских писателей, показавших суровые реалии власти самодуров. Александр Николаевич изобразил жизнь дворянства с иной стороны, открыв подноготную мира, где главной ценностью считаются деньги.

В пьесе “Гроза” автор показывает, как общество богачей подстраивает мир под себя, признает равными лишь обладающих властью и средствами. Все остальные переведены в разряд прислуги, обязанной блюсти интересы хозяев жизни.

Конфликт в драме заметен с первых строк, он проявляется в непримиримом противостоянии

личности с враждебным обществом.

Финальные сцены гениального творения Островского обращены к главной героине, ее личностной трагедии. Страдания Катерины начинаются сразу после замужества, как только она оказывается в чуждом впечатлительному характеру “темном царстве”. Любые желания, устремления деспотичная свекровь душит на корню. Свободолюбивой девушке, обладающей высокой моральностью, невыносим кабановский домострой.

Катерина воспитывалась в простой доброй семье, где никто не ограничивал ее стремлений к познанию и саморазвитию,

обогащавших внутренний мир героини. В доме Кабановых она ощущает себя обреченной: не может человек быть счастлив в семье, где царствует обман, лицемерие, преклонение перед хозяйкой, признающей всего две жизненные ценности – власть и деньги.

Катерина – мечтательная и тонкая натура. Она восхищается природой и всем прекрасным, жаждет справедливой любящей семьи, но в реальности имеет слабовольного, зависимого от матушкиной воли мужа, злобную и мелочную свекровь. Катерина ищет общие точки соприкосновения с Тихоном, пытается пояснять свою позицию и желание перемен.

Однако трусливый супруг никогда не осмелиться открыто перечить матери, хотя и презирает ее в душе.

Не найдя поддержки в лице мужа, героиня влюбляется в мужчину, кажущегося ей близким по духу. Верующая женщина понимает греховность такого поступка, ведь изменив мужу, она стала ничем не лучше правителей “темного царства”. Угрызения совести не позволяют Катерине утаить “греховную связь” и она признается в ней перед мужем, свекровью и горожанами.

Но повинившаяся в измене женщина получает лишь общий укор, который и доводит ее до самоубийства.

Последние сцены пьесы становятся кульминацией противостояния жертв “темного царства” его правителям. Трагическая судьба Катерины придала угнетенному народу храбрости – он осмелился выступить против деспотичной власти Кабанихи. Одиночный протест героини был тихим и беззвучным, но ее смерть наделила людей даром речи, они бросили вызов богачам-самодурам.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены по пьесе Гроза (Островский А. Н.)