Каковы особенности художественного времени и пространства в романе “Тихий Дон”?
Каковы особенности художественного времени и пространства в романе “Тихий Дон”?
Особенность хронотопа романа – в точной определенности действия во времени и пространстве. Основные события произведения занимают 10 лет – с мая 1912 по март 1922 г. – и разворачиваются почти целиком в хронологическом порядке. В третьей главе первой части мы узнаем, что “из хутора в майские лагеря уходило человек тридцать казаков”.
А в марте 1922 г. возвращается домой Григорий Мелехов (финал романа). Предыстории героев расширяют рамки действия
Конкретное пространство “привязывает” художественный мир к конкретным топографическим реалиям: точны названия хуторов (Базки, Пономарев), станиц (Вешенская, Каргинская, Глубокая). Только название хутора Татарского вымышленное, хотя, по описанию местоположения, он “стоит” на месте реального Калининского (бывшего Семеновского). Еще один вымышленный топоним – имение Ягодное.
Действие первой и второй частей проходит в основном на Дону, в мирное время, а с конца третьей части начинает действовать принцип композиционной двуплановости: как и в “Войне
Историческая основа произведения подчеркнута делением книг на части (всего их восемь), многие из которых начинаются точным указанием времени действия, например шестая: “В апреле 1918 г. на Дону завершился раздел” между казаками, подготовивший восстание 1919г.
- Особенности художественного времени и пространства в произведении “Чума” Авторская заинтересованность в романе заключается не столько в отображенных событиях и раскрытых характерах, сколько в вопросах философской проблематики. Своеобразно используется в произведении форма высказывания мысли. Во-первых, она не высказывается прямо и открыто через авторские декларации или так называемые лирические отступления. Во-вторых, реализуется не в форме мировоззрения одного из героев, который противопоставляет себя окружающим, а поднимается […]...
- Анализ художественного пространства и времени Анализ художественного пространства и времени Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать, что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории, хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос, что же такое время и пространство. […]...
- Образ времени в романе “Тихий Дон” Дон… Из глубокой древности, словно бы из вечности, вытекает эта великая река и утекает в вечность. Издревле племена и народы наводили через Дон переправы, двигаясь с востока на запад. С запада на восток, не задерживаясь или оседая здесь. Меланхлены, авары, половцы, славяне… “Испити шеломом Дону” шла древнерусская дружина на сечу с половцами Князь Дмитрий за […]...
- Каковы особенности изображения Толстым французского императора в романе-эпопее “Война и мир”? Каковы особенности изображения Толстым французского императора в романе-эпопее “Война и мир”? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что в романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой противопоставил образы двух полководцев – Кутузова как народного вождя и Наполеона как создателя культа собственной личности. Главе Франции, в отличие от русского полководца, свойственны непонимание интересов народа, позерство, ограниченность, потребность в […]...
- Категории времени и пространства в рассказе < p>Проза А. И. Солженицына обладает качеством предельной убедительности в передаче жизненных реалий. Рассказанная им история об одном дне из жизни заключенного Ивана Денисовича Шухова воспринималась первыми читателями как “непридуманная”, документальная. Действительно, основная часть персонажей рассказа взятые из жизни натуры. Например, таковы бригадир Тюрин и кавторанг Буйновский. Лишь главный герой, по свидетельству автора, сложен из […]...
- Мотивы времени и пространства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочетает в себе литературные и фольклорные черты. Бесспорна тесная связь произведения с творениями фольклора. Это вполне объяснимо – поэма о народе должна создаваться средствами народной литературы. Так, например, можно говорить о мотивах времени и пространства в “Кому на Руси жить хорошо”, заимствованных из русских народных сказок и былин. […]...
- Особенности трактовки образа “героя времени” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Проблема личности – центральная в творчестве Лермонтова. С середины 1830-х годов он мучительно ищет героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его поколения, “героя времени”. Но насколько Григорий Александрович Печорин – центральный образ романа, многозначительно названного “Герой нашего времени”, – соответствует тому, что понимается под этим определением? Сам автор в Предисловии к […]...
- Жанровые особенности Тихий дон Жанровые особенности. Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию […]...
- Об исторической поэтике пространства на примере “Евгения Онегина” и “Менин” В научном понимании пространства бывали периоды, когда оно описывалось как абсолютно монотонное и пустое вместилище материальных объектов (Ньютон). Однако и тогда искусство отличалось гораздо большим разнообразием восприятия и передачи пространственности, и в этом смысле необычайно поучительно сопоставить два художественных явления, принадлежащих к различным его видам. Изображение и конструирование пространства в поэзии и живописи показывает нам […]...
- Сочинение на тему Картины жизни донских казаков в романе Тихий дон История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями: -для них был отменен налог и крепостное право; -в их использование она пожаловалась земли, и дала право на ее самоуправления. В Отечественной войне 1912 года казаки проявили себя как, храбрые и […]...
- Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохов “Тихий Дон”) В своем произведении “Тихий Дон” – романе о казачестве – Шолохов показал достоверную картину современной ему эпохи. Поэтому это произведение интересно не только с точки зрения художественного достояния, но и как свидетельство времени, история. Шолохов показал трагичность начала века, когда быть за красных значило полностью поддерживать их политику, а не поддерживать хотя бы одно начинание […]...
- “Пиковая Дама” Людмилы Улицкой: категории пространства – времени в произведении …Дело в том, что я всю жизнь настаиваю на том, что частная жизнь главнее, чем общественная. Л. Улицкая. Из интервью – Какая все это глупость… – Да нет, это жизнь. Л. Улицкая. ” Пиковая Дама“ Цель урока – на примере изучаемого рассказа постичь метафорический смысл пространства и времени в художественном произведении: хронотоп в литературе непременно […]...
- М. Шолохов. “Тихий Дон” – роман-эпопея События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный […]...
- Каковы особенности развития сюжетных линий поэмы “Василий Теркин”? Каковы особенности развития сюжетных линий поэмы “Василий Теркин”? Единой сюжетной линии в произведении нет. Объясняется это в первую очередь условиями, в которых создавалась книга, а также ее адресатом. Твардовский стремился к законченности каждой главы, чтобы она была интересна даже читателю, не знакомому с предшествующими главами. К тому же читатель мог не дождаться выхода следующей главы, […]...
- Жанровые особенности романа “Тихий дон” М. А. Шолохова Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию событий. Шолохов […]...
- Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон) Михаил Шолохов… Он знает самые за-Таенные движения человеческих душ и с Большим мастерством умеет показывать это. Даже самые случайные его герои, Жизнь которых началась и закончилась на Одной и той же странице, надолго остают-Ся в вашей памяти. В. Я. Шишков М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он […]...
- Онтология пространства в очерках А. П. Чехова “Из Сибири” В конце XX века в литературоведении в целом, и в чеховедении в частности, исследовательски продуктивной стала категория пространства как основа организации художественного восприятия и онтологического осмысления действительности. О том, что литература “переигрывает” действительность, писал еще Д. С. Лихачев: “Внутренний мир художественного произведения имеет… свои собственные взаимосвязанные закономерности и собственный смысл”, которые выражаются через взаимодействие пространства […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Особенности стиля одного из русских писателей XX века. (М. А. Шолохов. “Тихий Дон”.) Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Это не только образец большого временного охвата, но и великолепный стилистический эксперимент, а сложность фабулы требует особых лингвистических […]...
- Жанровые особенности повестей в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 1. Особенности композиции романа. 2. Черты различных жанров. 3. Цель совмещения жанров. Композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова достаточно сложна: события подаются не в хронологической последовательности, а по мере того, как автор узнает что-то новое о жизни своего героя. Источники этих сведений различны: это и рассказ Максима Максимыча, и личные наблюдения автора и, […]...
- Каковы жанровые особенности поэмы Твардовского “Василий Теркин”? Каковы жанровые особенности поэмы А.Т. Твардовского “Василий Теркин”? Поэт так обозначил жанр своего произведения: “книга про бойца”. Как он разъяснял своим читателям, “жанровое обозначение… не было результатом стремления просто избежать обозначения “поэма”, “повесть” и т.п. Это совпадало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои […]...
- Особенности жанра романа “Тихий Дон” Получивший мировое признание роман “Тихий Дон” – эпопея, и его типологические особенности свидетельствуют, что их предопределила “память жанра” и традиции русской классики – “Войны и мира” Л. Толстого. Масштабное воссоздание эпохальных в жизни народа событий, глобальный охват исторического времени, подчинение им многочисленных сюжетных линий, раскрытие судеб не только главных героев, их семей, но и больших […]...
- Картины жизни донских казаков в романе “Тихий Дон” Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящен роман М. Шолохова “Тихий Дон”. Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц […]...
- Временные пространства в романе Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и знал, что жизнь одно и после смерти нет ничего. Родители мои атеисты, и все эти паранормальные, чудесные явления для них – сказки с эффектом дурачества. Реальная жизнь – это то, что есть, а все другое […]...
- Мысль семейная в романе Шолохова “Тихий Дон” М. Шолохов поднимает в своем романе “Тихий Дон” глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования. Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер,- […]...
- Особенности композиционного построения романа “Герой нашего времени” В творчестве Лермонтова роман “Герой нашего времени” занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Зрелость, глубина и художественное совершенство первых произведений Лермонтова поражали современников, которым уже был известен блистательный Пушкин. Однако мало кто […]...
- Особенности композиции романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Роль каждой повести в романе Композиция – это расположение, строение произведения. Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого. Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть […]...
- Особенности художественного мира Пушкина Особенности художественного мира А.С. Пушкина Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разнообразен. “Что же было предметом его поэзии?” – спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: “Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов”. “Все волновало нежный ум”, – заметил о себе поэт. “Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. […]...
- Что мы называем художественным временем и художественным пространством “Естественными формами существования изображенного мира (как, впрочем, и мира реального) являются время и пространство. Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста”, – пишет литературовед А. Б. Есин. Свойства художественного времени и пространства: свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой; дискретность […]...
- ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР КАЗАКОВ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” В романе Шолохова “Тихий Дон” дана широкая панорама становления Советской власти на земле Войска Донского, показано, как непросто дался казакам выбор в этот сложный период. В романе впервые был по- казан трагизм революции, особенно трагизм гражданской войны, когда по разные сто- роны оказались друзья, выросшие вместе, односельчане, всю жизнь прожившие бок о бок, Шолохов показал […]...
- Особенности описания природы в романе “Герой нашего времени” Пейзаж Лермонтова органически связан с традициями русского и западноевропейского романтизма. Романтики сближали жизнь человеческого духа с жизнью природы. Она для них не только “храм”, но и близкий, сердечный друг, которому поверяют они свои мысли и чувства. Поэт сам “дитя неба” и “сын природы”, ему дано видеть, слышать, “уразуметь” то, чего не дано другим. Мцыри Лермонтова, […]...
- Каковы художественные особенности поэзии Б. Л. Пастернака? Борис Леонидович Пастернак – уникальное явление в истории русской литературы. Его гений поразил окружающих своей самобытностью, яркостью, оригинальностью. Творчество этого поэта вызывало изумление у современников; восхищение испытывают и потомки, читая его стихи. Одной из главных особенностей лирики Бориса Пастернака можно назвать его отношение к природе. Он всегда был тонким ценителем ее вечной красоты, и это […]...
- Особенности стиля романа М. Шолохова “Тихий Дон” Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Это не только образец большого временного охвата, но и великолепный стилистический эксперимент, так как обилие героев из разных […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А. П. ЧЕХОВА Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов XIX века, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Идеи революционного народничества и противостоящие им либеральные теории, еще недавно безраздельно царившие в умах семидесятников, теряли живую душу, застывали, превращались в схемы и догмы, лишенные окрыляющего внутреннего содержания. После “первомартовской катастрофы” 1881 года […]...
- Тема дома в романе “Тихий дон” М. ШОЛОХОВА В романе-эпопее “Тихий Дон” М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи – одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. “Мелеховский двор – на самом краю хутора”, – так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет […]...
- Какие семьи изображены в романе Тихий Дон? В романе “Тихий Дон”, как и в “Войне и мире” Л.Н. Толстого, свое воплощение нашла “мысль семейная”. Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова? Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы – все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье […]...
- Трагедия Григория Мелихова в романе М. Шолохова “Тихий Дон” Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения даже доныне и не будет Предаст же брат брата на смерть, и отец- детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. Из Евангелия На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица ВешенскаяЕвся в засыпи желтопесков Там, где Дон, выгинаясь, уходит от […]...
- Тема гражданской войны и судеб казачества в романе М. Шолохова “Тихий Дон” События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда “года минули, страсти улеглись”, начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что гражданская война – трагедия нации. Шолоховский роман “Тихий дон” (1925-1940 гг.) по тональности существенно отличается […]...
- История создания романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Вот как рассказывал историю создания своего произведения М. А. Шолохов: “Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал ч участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал, почувствовал: что-то не то…”. Действительно, задуманный 21 летним писателем […]...