Каково Островского место в идейной борьбе эпохи?

В 60-80-е годы Островский создал ряд сатирических произведений, рисующих дворян и новых буржуазных дельцов (“На всякого мудреца довольно простоты”, “Бешеные деньги”, “Лес”, “Волки и овцы” и др.). Целесообразно познакомить учеников с одной из этих пьес.

В композицию по комедии “Бешеные деньги” можно включить небольшие отрывки из монологов Василькова (действие первое, явление восьмое) и Лидии Чебоксаровой (действие второе, явление пятое), из диалогов Лидии и ее матери (действие третье, явление десятое), Лидии и Кучумова

(действие четвертое, явление третье), Лидии и Телятева (действие пятое, явление третье). Учитель свяжет эти отрывки небольшими комментариями.

Островский утверждает в пьесе неизбежность победы буржуазии над дворянством, осуждает праздную, паразитическую жизнь дворян. Автор зло смеется над торгующей своей любовью Лидией Чебоксаровой, над развратным “князииьком” Кучумовым, легкомысленным Телятевым. Однако и делец “Васильков не может быть назван положительным героем. Вся его жизнь подчинена трезвому расчету.

Слово: “бюджет” не сходит у него с языка. Даже к искреннему увлечению Лидией

Чебоксаровой у него при мешиваются деловые соображения. “У меня особого рода дела, – сообщает он Телятеву, – и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном”.

Островский вошел в историю русской литературы и русского театра как автор сорока восьми оригинальных произведений, рисующих разные стороны русской жизни. Пятьсот сорок семь героев живут и действуют в этих пьесах, каждый со своим, неповторимым характером, со своими манерами, речью.

Драматургия Островского стала прекрасной школой сценического реализма, дала артистам возможность создать полнокровные сценические образы.

Большое значение имели статьи и высказывания Островского о театре. Он боролся с гибельными. для сцены традициями: искажением авторского текста, игрой на вызов и т. п. “Играть на вызов, – писал он, – значит прибегать при исполнении роли к таким приемам, которые правятся зрителям, хотя бы эти приемы не подходили к роли и даже ей противоречили. Вот пример: актер играет лакея; уходит со сцены и прислушивается у двери, не будет ли вызова; рукоплесканий не слышно. “А!

Не вызывают! – говорит он. – Ну, так вызовут”. Возвращается на сцену, постоял немного, посмотрел мрачно, плюнул и ушел; взрыв рукоплесканий и вызов”. Островский понимал, что несколько выдающихся артистов еще не составляют труппы, “труппа… должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна” , должна составлять ансамбль.

Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. “Московская сцена, – писал он, – должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики”. С Малым театром Островского связывала многолетняя творческая дружба. Он принимал самое непосредственное участие в жизни театра. Многие артисты вспоминают, как мастерски он читал свои пьесы. “Все действующие лица выходили у него точно живые.

После такого чтения объяснять ничего не оставалось. Все знали, что им делать”. Островский принимал участие в распределении ролей на репетициях, в благожелательной форме давал советы исполнителям.

И как радовался он успеху каждого спектакля, каждого артиста.

Островский стремился сплотить талантливых артистов, направить их на решение стоящих перед русским театром задач. Он был одним из организаторов и руководителей Артистического кружка – своеобразного клуба, который объединял артистов и ценителек искусства, оказывал нуждающимся артистам материальную помощь.

Члены артистического кружка собирались

“а) для исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а равно и современных композиторов; б) для исполнения и обсуждения произведений членов кружка; с) для чтения литературных произведений; а) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой”. Только в первый год своего существования кружок дал 86 музыкально-литературных вечеров.

Энергично добивался Островский реорганизации театрального училища, разработал программу драматического отделения при училище. Он считал, что артист должен быть широко образованным человеком, и поэтому кроме специальных предметов включил в программу знакомство с историей драматической литературы, историей костюма, пение, музыку, рисование, иностранные языки и т. д. В 1886 году, незадолго до своей смерти, Островский был назначен начальником театрального училища.

Взгляните на афиши современных театров, и вы убедитесь в том, что почти каждый из них включает в свой репертуар пьесы Островского. В то время, как в Московском Малом театре идет “Гроза”, Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина дает “Доходное место”, Ярославский театр им. Ф. М. Волкова – “На всякого мудреца довольно простоты”, Костромской театр им.

А. Н. Островского – “На бойком месте”Драматургия Островского служит своеобразным ориентиром, является противоядием модернистским влечениям, подчас дающим себя знать в современном театре. В свете традиций театра Островского особенно наглядно видна беспомощность холодного и бездушного формализма модернистских спектаклей.

Народный, реалистический театр Островского продолжает доставлять глубокое эстетическое наслаждение зрителю.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Каково Островского место в идейной борьбе эпохи?