Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?



Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?

Первая книга стихотворений Анны Ахматовой “Вечер” вышла в свет в марте 1912 г. в издании “Цеха поэтов” тиражом 300 экз. Предисловие к ней написал поэт М.А. Кузмин.

Фронтиспис рабо­ты художника Е.Е. Лансере, заставки А.Я. Белобородова. В книгу вошли 46 стихотворений, написанных, в основном, в 1910-1911 гг., 14 из них были в 1911 г. опубликованы в журналах.

Творческая история подготовки Ахматовой своего первого поэтического сбор­ника может быть восстановлена в общих чертах

благодаря ее позд­ним автобиографическим записям, а также путем изучения немно­гих сохранившихся автографов стихотворений, вошедших в книгу “Вечер”.

В 1950-е гг. Ахматова вспоминала, что стихи она начала пи­сать в 11 лет; писала их “с довольно большими перерывами” в годы учебы в Царскосельской гимназии (1900-1905), в Киевской Фундуклеевской гимназии (1906-1907) и на Киевских высших женских курсах (1908-1910). Однако вплоть до зимы 1910/11 гг. качество стихов, по ее словам, “было столь плачевным, что даже влюбленный без памяти Гумилев не был в силах их хвалить”. “Затем, – вспоминает Ахматова, – случилось

следующее: я прочла корректуру “Кипарисового ларца” (И.Ф.

Анненского) (ког­да приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-то поняла в по­эзии”. “Когда 25 марта 1911 г. Гумилев вернулся из Адисс-Абебы и я прочла ему то, что впоследствии стало называться “Вечер”, он сразу сказал: “Ты – поэт, надо делать книгу””.

Состав первого сборника стихотворений Ахматовой явился результатом очень строгого отбора. С юношеских лет она, тогда еще Анна Горенко (псевдоним Анна Ахматова впервые появля­ется в 1910 г.), записывала в специальные тетради тексты сочи­ненных ею стихотворений, “с неизвестной целью ставя над ними номера”. “Как курьез могу сообщить, – писала она полвека спу­стя, – что, судя по сохранившейся рукописи, “Песня последней встречи” – мое двухсотое стихотворение”. Эти тетради не дошли до нас. В конце 1940-х гг.

Ахматова их сожгла. Однако перед унич­тожением она вырвала по нескольку листков из разных тетрадей и сохранила их в своем архиве. Судя по номерам сохранившихся тек­стов, с Декабря 1910 по сентябрь 1911 г. (от “Сероглазого короля” до “Песни последней встречи”) ею было написано около 80 стихот­ворений: в “Вечер” включено из них не более 35.

Книга “Вечер” была встречена одобрительными отзывами в пе­чати (отзывы В.Я. Брюсова, С.М. Городецкого, Г.И. Чулкова и др.) и очень быстро разошлась.

Однако впоследствии Ахматова никог­да полностью не переиздавала стихи из этой книги. Избранные “Стихи” из книги “Вечер” вошли отдельным разделом в ее следую­щую книгу “Четки” (1914). В свой последний прижизненный сбор­ник “Бег времени” (1965) Ахматова включила 24 стихотворения из первоначального состава книги “Вечер”.

Вместе с тем в “Беге времени” книга “Вечер” открывается семью стихотворениями, ко­торых не было в издании 1912 г. Их творческая история довольно сложна. До середины 1940-х годов ни одно из них не было известно. В рабочих тетрадях 1956-1960 гг. содержатся черновые автографы некоторых из этих стихотворений с авторскими датами “1909” и “1910”. По-видимому, много десятилетий спустя Ахматова вспоми­нала свои ранние, прежде не публиковавшиеся стихи и, занося их в рабочие тетради, продолжала работу над ними, изменяя отдель­ные слова и целые строки.

Некоторые из таких “припомненных” стихотворений она в послевоенные годы опубликовала в журналах, включила в свои сборники 1958 и 1961 гг., а затем и в “Бег време­ни”. Как видно из планов изданий, сохранившихся в рабочих те­традях 1959-1961 гг., Ахматова намеревалась объединить эти сти­хотворения в отдельный раздел или цикл “Предвечерие. Из первой (Киевской) тетради”, предшествующей “Вечеру”, однако в сборни­ке “Бег времени” этот замысел не был реализован, и этими стихами открывается книга “Вечер”.

Вторая книга стихотворений – “Четки”, появившаяся два года спустя после “Вечера”, принесла Ахматовой всероссийскую известность и определила ее место в первых рядах современной русской поэзии. Первое издание “Четок” вышло весной 1914 г. в издательстве “Гиперборей” немалым для того времени тира­жом 1000 экз.; до 1923 г. “Четки” переиздавались еще 8 раз с не­которыми изменениями в составе и расположении стихотворений. Стихи из “Четок” многократно перепечатывались в прижизнен­ных и посмертных изданиях избранных произведений Ахматовой.

Многие из них переведены на иностранные языки и прочно вошли в золотой фонд мировой лирической поэзии. Из многочисленных (в большинстве – одобрительных) отзывов печати Ахматова счи­тала наиболее глубокой и проницательной статью критика и поэта Н.В. Недоброво (Русская мысль.

1915. №7), усмотревшего в поэ­зии “Четок” “лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мяг­кую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную”.

Третья книга стихотворений Ахматовой – “Белая стая” – вы­шла в свет в сентябре 1917 г. в издательстве “Гиперборей” тиражом 2000 экз. В нее вошли 83 стихотворения и поэма “У самого моря”. Большинство стихотворений ранее было опубликовано в журна­лах и альманахах. В 1918-1923 гг. вышли еще 3 издания “Белой стаи”, несколько отличающиеся от первого издания по составу и расположению стихотворений.

По условиям военного и револю­ционного времени в печати появилось сравнительно немного от­кликов на книгу, но читательский успех ее был не меньшим, чем у “Четок”. Внимательные читатели и позднейшие критики отмети­ли усиление классического, пушкинского начала в поэзии “Белой стаи”, стремление Ахматовой подняться над мимолетным и по­вседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этиче­ским обобщениям. Расширился диапазон ее любовной лирики: на­ряду со стихами о неразделенной и утраченной любви, особенно характерными для “Вечера” и “Четок”, зазвучали ликующие стро­ки о любви всепобеждающей, исцеляющей, наполняющей жизнь смыслом и светом.

В стихах Ахматовой по-новому раскрывались темы Родины и войны, памяти и совести. Раньше и глубже других это почувствовал поэт О.Э. Мандельштам. В статье 1916 г., остав­шейся в то время неопубликованной, он писал, что “для Ахматовой настала иная пора…

В настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России”.

Четвертая книга стихотворений Ахматовой – “Подорожник” – вышла в свет в апреле 1921г. в издательстве “Петрополис” ти­ражом 1000 экз., обложка работы М.В. Добужинского. Книга со­держит 38 стихотворений. “Подорожник” был дважды переиздан в 1922 и 1923 гг. в качестве отдельного раздела в следующей книге стихов Ахматовой – “Anno Domini”.

В ноябре 1921 г. в издательстве “Петрополис” вышла в свет пя­тая книга стихотворений Ахматовой – “Anno Domini МСМХХI” (“В лето господне 1921”), Книга состояла из трех разделов. Первый, озаглавленный так же, как вся книга, включал стихи, на­писанные в 1921 г.; второй – “Голос памяти” – содержал также более ранние стихотворения; третий представлял собой перепечат­ку книги “Подорожник”. Год спустя вышло второе, дополненное издание книги под заглавием “Anno Domini” (в качестве книги 3-й собрания стихотворений Ахматовой, выпускавшегося совместно издательствами “Петрополис” и “Алконост”), Из-за переживаемых тогда Советской Россией типографских трудностей эта книга, как и многие другие, печаталась в Берлине. Второе издание было допол­нено первым разделом, озаглавленным “Новые стихи”, три после­дующие раздела перепечатаны из первого издания без изменений.

Подготавливая сборник “Бег времени”, Ахматова дополнительно включила в книгу “Anno Domini” ряд стихотворений разного вре­мени, ранее не печатавшихся.

Шестая книга стихотворений Ахматовой готовилась к печати накануне Великой Отечественной войны и должна была включать стихотворения, написанные за 17 лет, прошедшие после выхода книги “Anno Domini”. Эти годы были трудными в жизни и творче­стве Ахматовой. После творческого подъема 1921-1922 гг.наступил длительный спад.

За 12 лет (1923-1934) ею было написано не более 20 стихотворений. В печати в этот период почти не появилось ни ее новых, ни старых стихов. Ахматова в эти годы занималась изуче­нием творчества Пушкина, архитектурой Петербурга, переводами.

Новый творческий подъем начался с середины 1930-х гг. В 1940 г. был издан сборник избранных стихотворений Ахматовой “Из ше­сти книг”. В нем шестая книга называлась “Ива” и открывалась стихотворением того же названия.

Подготовку седьмой книги стихотворений Ахматова нача­ла в годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, в Ташкенте. По первоначальному замыслу книга должна была на­зываться “Нечет”. Позднее это название получил один из разделов “Седьмой книги”. В начале 60-х гг.

Ахматова намеревалась оза­главить новую книгу “Бег времени”, однако в дальнейшем это на­звание было ею дано сборнику избранных стихотворений, вышед­шему в 1965 г. и включающему стихи из всех семи книг. “Седьмая книга” составила в нем последний раздел. В архиве Ахматовой сохранилось несколько планов “Седьмой книги” 50-х- начала 60-х гг. с различным расположением включенных в нее стихотво­рений и циклов. В окончательном виде состав и сложная структура “Седьмой книги” оформились в “Беге времени”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?