Какова творческая история романа Тургенева “Отцы и дети”?
Какова творческая история романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”?
Творческая история романа И.С. Тургенева знает три основные его редакции. Первая редакция создавалась с сентября 1860 г., когда авторский замысел получил форму плана, разработанного “до мельчайших подробностей”, до лета 1861 г., отмеченного завершением работы и написанием “блаженного последнего слова”.
Тургенев придает своему новому произведению особенное значение: ведь он впервые выводит на историческую сцену “русского Инсарова”.
Вторая редакция
С сентября 1861 по январь 1862 г. Тургенев вынужден заниматься “перепахиванием” своей книги и идти на определенные уступки настойчивому издателю. Письмо автора Достоевскому
Правка рукописи под прессом Каткова резко снижает положительную характеристику Базарова, и автор позже будет выражать глубокое сожаление, что не протестовал против “урезываний” текста. Писатель с изумлением рассматривает свое детище, появившееся в журнале. Единственным утешением оказываются для него отзывы А.Н. Майкова и Ф.М.
Достоевского, которые, по словам Тургенева, гладят его по головке и говорят ему: “Хорошо, братец, ставим тебе 4”.
Третья редакция возникла в ту пору, когда с февраля по сентябрь 1862 г. писатель готовил отдельное издание романа и высвободился из тисков Каткова. Он пытается восстановить прежний текст, снимает штрихи, порочащие Базарова (часть таких деталей, однако, осталась в тексте), усиливает критику “отцов”. Серьезным новшеством становится посвящение романа памяти Белинского: это был важный ответ друзьям и недругам, указание на демократическую направленность романа, свидетельство о раздумьях автора о людях типа Белинского, отдельные черты которых отразились в образе центрального героя. Снимает Тургенев и эпиграф к роману, содержавшийся в рукописи и представлявший собою диалог “молодого человека” и “человека средних лет”, ибо этот спор о содержании и силе отцов и детей казался слишком прямолинейной и не вполне точной их характеристикой.
В письме к А.И. Герцену, объясняя свой замысел, Тургенев писал: “…при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему “влеченье, род недуга” Еще бы он не подавил собою “человека с душистыми усами” и других! Это – торжество демократизма над аристократией. я не чувствую себя виновным перед Базаровым , сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно…'”.
Признания эти многое объясняют в творческих намерениях автора.