Какова творческая история романа Тургенева “Отцы и дети”?

Какова творческая история романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”?

Творческая история романа И.С. Тургенева знает три основ­ные его редакции. Первая редакция создавалась с сентября 1860 г., когда авторский замысел получил форму плана, разработанного “до мельчайших подробностей”, до лета 1861 г., отмеченного за­вершением работы и написанием “блаженного последнего слова”.

Тургенев придает своему новому произведению особенное значе­ние: ведь он впервые выводит на историческую сцену “русского Инсарова”.

Вторая редакция

создавалась в ту пору, когда автор находился в Париже, а рукопись, посланная в журнал “Русский вестник”, ока­залась в руках издателя Каткова. Катков оказался весьма недоволь­ным подходом Тургенева к ответственной теме: вместо развенчания разночинца-демократа, на что рассчитывал издатель, в романе явно ощущался его апофеоз. Катков оказывает сильный нажим на писа­теля и добивается снятия черт, возвышающих центральный образ.

С сентября 1861 по январь 1862 г. Тургенев вынужден заниматься “перепахиванием” своей книги и идти на определенные уступки настойчивому издателю. Письмо автора Достоевскому

полно пред­чувствия беды: “Бранить будут сильно, но это надо переждать, как летний дождик”. В журнале роман печатается в достаточно иска­женном виде. Предвидение Тургенева оправдывается; его критику­ют и справа (за “возвеличение” героя-разночинца), и слева (за “ис­кажение” облика демократа).

Правка рукописи под прессом Каткова резко снижает положительную характеристику Базарова, и автор позже будет выражать глубокое сожаление, что не протестовал про­тив “урезываний” текста. Писатель с изумлением рассматривает свое детище, появившееся в журнале. Единственным утешением оказываются для него отзывы А.Н. Майкова и Ф.М.

Достоевского, которые, по словам Тургенева, гладят его по головке и говорят ему: “Хорошо, братец, ставим тебе 4”.

Третья редакция возникла в ту пору, когда с февраля по сен­тябрь 1862 г. писатель готовил отдельное издание романа и высвобо­дился из тисков Каткова. Он пытается восстановить прежний текст, снимает штрихи, порочащие Базарова (часть таких деталей, однако, осталась в тексте), усиливает критику “отцов”. Серьезным новше­ством становится посвящение романа памяти Белинского: это был важный ответ друзьям и недругам, указание на демократическую направленность романа, свидетельство о раздумьях автора о людях типа Белинского, отдельные черты которых отразились в образе центрального героя. Снимает Тургенев и эпиграф к роману, содер­жавшийся в рукописи и представлявший собою диалог “молодого человека” и “человека средних лет”, ибо этот спор о содержании и силе отцов и детей казался слишком прямолинейной и не впол­не точной их характеристикой.

В письме к А.И. Герцену, объяс­няя свой замысел, Тургенев писал: “…при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему “влеченье, род недуга” Еще бы он не подавил собою “человека с душистыми усами” и других! Это – торжество демократизма над аристокра­тией. я не чувствую себя виновным перед Базаровым , сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно…'”.

Признания эти многое объясняют в творческих намерениях автора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какова творческая история романа Тургенева “Отцы и дети”?