Какова роль образа Репетилова в комедии “Горе от ума”?
Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: “Сердечный друг! Любезный друг!” (IV, 4).
Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится
Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приемы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе дает яркую характеристику: “Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак” (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более легкий путь – задумал породниться с большим
Здесь он преуспел – женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упреков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:
И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)
И отставке Репетилов живет так же привольно, как и Фамусов, правда, отдается развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуемной энергии этого героя:
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)
Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он – неотъемлемая часть фамусовского общества.
Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразерство. Так возникает вторая функция образа Репетилова – доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: “Шумим, братец, шумим” (IV, 4), – вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят о делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…беда!
Не то, чтоб новизны вводили, – никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и… разойдутся. (II,5)
Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном – либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. “Секретнейший союз” устраивает “тайные сходки” по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены “союза” под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поет, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи “Отрывок”, “Нечто” для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие “важные материи”, например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж. Г. Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов “невзначай родит каламбур”, другие подхватят
И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)
Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!
Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным “кривым зеркалом” главного героя комедии – Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьезным человеком, его убеждения – глубокими и продуманными.
А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.
Как и другие персонажи пьесы, он получает “говорящую” фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит “повторять”. Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:
Ругай меня, я сам кляну свое рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)
“Убивать время” – это устойчивый оборот, который значит “заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом”. Мысль Репетилова цепляется за слово “время”, и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: “Скажи, который час?”. Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание “секретнейшего союза”.
Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал свое нынешнее житье-бытье – деятельность в “секретнейшем союзе”.
Однако образ Репетилова подчеркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:
Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),
А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает “со всех ног” в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:
…славно пишет, переводит. (II,5)
Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьезными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу… водевили (IV, 4).
Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит. д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. “Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два” (1,7), – пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:
Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4)
При этом оба ездят на балы. Еще пример сближения – оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. “Чины людьми даются, А люди могут обмануться” (III, 3), – заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: “Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства” (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:
Куда теперь направить путь?
А дело уж идет к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)
Чацкий, оскорбленный клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.
Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создает яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д..
То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своем отзыве о “Горе от ума”.
Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы “кривым зеркалом”, которое под конец пьесы драматург приберег для главного героя и через такой прием раскрыл свое отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчеркивает серьезность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всем на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит.
Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?