Какова роль образа Чичикова в поэме “Мертвые души”?



Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме “Мертвые души”. Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через все произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание “Мертвых душ” не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России,

а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни.

Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т. д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.
Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей, Гоголь называет его “хозяин” (гл. 11). Герой с детства запомнил завет отца – “копить копейку”, которая “не выдаст, в какой бы беде ни был” (там же).

Однако отец умел только

давать мудрые советы – Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами, Павел Иванович должен был сам устраиваться в жизни, не стесняясь в средствах, как и советовал ему отец. Гоголь подробно рас-сказывает биографию героя.

Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.
В школе он был на отличном счету, так как демонстрировал кроткое поведение и лакейскую почтительность к учителям. Но угодливость подхалима не имеет ничего общего с уважением. Это понял учитель, которому любимый ученик Павлуша не пожелал помочь, когда бедный старик умирал с голода. Чичиков обманул своего первого начальника: ловко разыграл роль влюбленного в его дочь, чтобы получить очередной чин.

Служа по различным ведомствам, Павел Иванович всегда пользовался своим служебным положением, то есть брал взятки (например, с контрабандистов на таможне) или просто воровал казенные средства (например, при строительстве капитального здания). Стремление приобрести “копейку” превратилось в жажду богатства, чтобы “жизнь была во всех довольствах” (гл. 11).
В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова – прекраснодушие, у Коробочки – тупость, у Ноздрева – бесшабашность и т. д. У Чичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта – несгибаемая целеустремленность. Несчастья преследуют его: афера с казенным зданием принесла ему немалый доход, но все рухнуло из-за нового начальника, “врага неправды”; болтливость коллеги по таможне пресекла успешную деятельность по пропуску контрабанды через границу. Но, благодаря своей целеустремленности, Чичиков после очередного “карьерного крушения” встает на ноги, в то время как его подельники или спиваются, или стреляются, или безвозвратно опускаются “на дно”.

Афера с мертвыми душами лучше всего демонстрирует непотопляемость Чичикова.
Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради “копейки”. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, о твердости и устойчивости.
В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нем молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчетливого человека, как Чичиков: “Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово “поэт” будет уж слишком.

По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром” (гл.8). На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же?

Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость.

Вместе с позой, которая вытесняется искренним чувством, исчезает и вся его привлекательность, зато выходит наружу прозаическая сущность.
Гоголь посчитал необходимым открыто выразить свое отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в одиннадцатой главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, – это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость, то есть “подлец”.

Но автор вдруг начинает защищать своего героя: “Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. (…) И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него. И в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес” (гл.11). Иными словами, это намек-признание в том, что именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах “Мертвых душ”: ведь чичиковский эгоизм проявляется нетолько в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нем, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьезный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Замысел Гоголя в том и состоял, чтобы найти не столько “живую душу”, сколько живое в мертвой душе.

Недаром писатель признавался: “у меня предметом был всегда человек и душа человека”.
Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли – композиционную и идейную. Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом “Мертвые души” нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своем произведении Гоголь изобразил “всю Русь”, а не только хитроумные похождения героя-плуга.
Характер Чичикова является сатирическим, так как внешне привлекательный образ героя разительно отличается от внутреннего, аморального облика. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег, в этом смысле он “герой своего времени” даже больше, чем Печорин. Появляясь в обществе под маской добродетели, он в душе смеется над добротой и порядочностью. Выставляя напоказ свою благожелательность к людям, он думает только о том, как бы повыгоднее использовать их расположение.

Только в свои аферы он вкладывает всего себя, свое знание жизни и свои таланты.
Гоголь хотел показать возрождение Чичикова, поэтому уже в первом томе придал ему черты, позволяющие сделать это в дальнейшем. При сравнении героя с помещиками проясняются даже привлекательные черты его характера. Ему чужда пустая мечтательность Манилова, он не останавливается на придумывании заманчивых проектов, а настойчиво добивается их реального воплощения.

Чичиков не похож на примитивную скопидомку Коробочку, но и далек от такого безоглядного прожигателя жизни, как Ноздрев. От Собакевича главный герой выгодно отличается тем, что, кроме практической сметки, у него есть обходительность и умение расположить к себе людей, то есть живость характера.
Одновременно Чичикова и помещиков сближает главное: все они хотят устраиваться в жизни, а не устраивать ее. Энергия и целеустремленность Чичикова порождены жаждой обогащения, а должны были быть направлены, по мнению автора, на достойные дела. Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какова роль образа Чичикова в поэме “Мертвые души”?