Каков социальный смысл противопоставления образов Обломова и Штольца в романе “Обломов”?
Тема романа “Обломов” – изображение российской действительности накануне реформы 1861 года. Идея романа не нова: главный герой Обломов – “лишний человек”, ленивый, бесполезный, а поэтому и несчастный. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” ставит его в один ряд с Онегиным, Тентетниковым (герой второго тома “Мертвых душ”), Печориным, Бельтовым (герой романа А. И. Герцена “Кто виноват?”) и Рудиным (герой романа И. С. Тургенева “Рудин”).
Критик отмечает черты принципиального сходства в этих разных на первый
Убедительным доказательством этой мысли стала история жизни Ильи Ильича Обломова.
“Обломов”
Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность. Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право уродует не только крестьян (такая мысль традиционна для русской литературы начиная с 1790 – со знаменитой книги А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”), но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к бессилию жить вообще. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку, бывать в обществе.
Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги. Дворовый Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать профессионально, неопрятностью, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину.
Конечно, “Обломов” – это история жизни главного героя, однако понимать роман только так было бы неправильно. “Обломов” – это социальное произведение, в котором автор ставит, помимо проблемы обломовщины, вопрос о путях дальнейшего развития России. Рассуждения Гончарова о социальных перспективах страны весьма углубляют содержание романа и делают его интереснейшим произведением своего времени.
Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная автором, уходит в прошлое, а вместе с ней, как это ни грустно, уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта: хлебосольство, удальство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского щеголя Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пен-кина.
Подобных “энергичных людей” занимают пустые заботы, обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, им свойственна волчья сущность, скрытая за любезными улыбками. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе или рассказ Пенкина о своей новой статье, которая касается всего на свете: погоды, новоизобретенного противопожарного средства, женской эмансипации, реалистического направления в литературе (1, II).
Сонная Обломовка – символ помещичьей России – погибнет, в этом Гончаров не сомневается. Но кто унаследует Россию, кто будет распоряжаться страной в новую историческую эпоху? Писатель представляет два варианта решения этого социального вопроса – или примитивный, грубый, но ловкий пройдоха Тарантьев в компании с Мухояровым и Затертым, или культурный, честный, деятельный предприниматель Штольц. Тарантьев выпрашивает у Обломова деньги по мелочам, Мухояров “стряпает” фальшивое заемное письмо, Затертый управляет Обломовкой так, чтобы максимально обогатиться самому, воруя уже по-крупному у наивного хозяина-помещика.
Эти и подобные им мошенники и воры разорят не только Обломовку, но и все государство; для них главное – набить собственные карманы.
Штольц – делец, далекий и от дворянской лени, и от служебного карьеризма; в нем деловая хватка сочетается с культурой, что особенно нравится автору. Планы Штольца весьма прогрессивны для своего времени: он предполагает отмену крепостного права, организацию хозяйства нового типа на месте крепостного поместья, устройство школ, пристаней, шоссейных дорог, ярмарок. Тогда Обломовка превратится в благоустроенное, культурное имение-ферму, обогащающее не только владельца, но и работника, а в конечном счете все государство.
Так Штольц стремится управлять имениями Обломова и Ольги Ильинской. Он убежден, что быть честным выгодно, именно он спасает Обломовку от Мухоярова и Затертого для сына Ильи Ильича. Штольц не говорит о высоких общественных интересах, которые так любят обсуждать русские патриоты, зато он успешно решает свои коммерческие и житейские проблемы.
В этом герое писатель видит удачно найденное равновесие “практических интересов с тонкими душевными потребностями” (2, II). А доказательство тому – дела Штольца, когда он без лишних просьб помогает Обломову, заботится об Ольге.
Итак, если Обломов воплощает Россию уходящую, которая не может приспособиться к новым историческим обстоятельствам, то Штольц – Россию новую, какой ее хотел бы видеть Гончаров. При этом жизненные принципы Штольца, по свидетельству Добролюбова и других современников, не свойственны русским деловым людям 50-х годов XIX века. Гончаров слишком хорошо понимал это и сделал Андрея Ивановича Штольца полунемцем, воспитанным в бюргерской семье, но выросшим и сформировавшимся как личность в России.
Надо заметить, что образ Штольца в роли человека, способного поднять Россию, “сказать всемогущее слово “вперед”” (Гоголь “Мертвые души”, II, 1), кажется не вполне убедительным: слишком не по-русски он замкнут в своей частной жизни, в своих личных интересах. Автор не изображает его деятельность, поэтому с трудом верится, что он “делает что-то порядочное там, где другие ничего не могут сделать” (Добролюбов “Что такое обломовщина?”). По художественной разработке характер Штольца значительно уступает характеру Обломова, однако Штольц – совершенно необходимый персонаж, который, будучи противопоставлен заглавному герою, помогает раскрыть идею произведения.
В романе есть третий главный герой, вернее героиня, – Ольга. Этот образ позволяет в новом свете увидеть жизненную позицию Штольца. Именно Ольга становится настоящим положительным героем, оттесняя на второй план Штольца, с его прогрессивными для середины 50-х годов XIX века взглядами.
Обломов и Штольц, конечно, антиподы, но одновременно и родные братья по своему мироощущению: оба осмысливают жизнь в привычных, традиционных рамках, поэтому, если увидят перед собой стену или бездну, не станут биться головой или перепрыгивать, а отойдут в сторону (2, II). Обломов – прошлое России, Штольц – сиюминутное настоящее, а Ольга – будущее. Она решительно нарушает отжившие традиции и способна на самые смелые поступки: история ее любви к Обломову и ее жизнь в замужестве подтверждают это.
Именно она, а не Штольц произносит суровый приговор Обломову и обломовщине как явлению русской жизни.
А в конце романа появляется-упоминается маленький сын Обломова, который взят на воспитание в семью Штольцев. Именно он, повзрослев, будет “обустраивать” жизнь России через двадцать-тридцать лет.