Каков смысл названия пьесы “На дне”?

Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его достоинству или недостоинству, – словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству, даже в лице последнего из его членов, должно быть стихией, воздухом, жизнью человека.
В. Г. Белинский
Горький придумал несколько вариантов заглавия для своей пьесы: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”, но выбрал самое лаконичное и удачное – “На дне”. Первая авторская ремарка, описывающая ночлежку Костылева, дает понять, что в заглавии подразумевается “дно” общества, где оказались герои драмы. Это совершенно опустившиеся люди, которым уже некуда дальше падать: у них нет дома, семьи, нормальных человеческих привязанностей, у некоторых нет даже имени – все окружающие обращаются к ним по кличкам.

Таким образом, название указывает на социальную проблематику пьесы.
Драматург тщательно изображает нескольких ночлежников, а из разговоров на сцене читатель узнает их жизненные истории. Барон Дебиль был аристократом, служил где-то, но проворовался и попал в тюрьму. Теперь он сутенер у грошовой проститутки Насти.

Телеграфист Сатин, защищая любимую сестру, убил ее мужа. После суда Сатин разозлился на весь свет, поэтому из тюрьмы у него была одна дорога – в ночлежку. Бубнов – бывший хозяин красильной мастерской и запойный пьяница – оставил все свое имущество жене и ушел из дома в никуда. Слесарь Клещ разорился из-за болезни жены, которую довел до этой болезни своими побоями и пьянством.

Актера выгнали из театра за пьянство. Ваську Пепла отец-вор не смог научить ничему, кроме как воровать. Словом, ночлежники очень похожи в своем ожесточении против всего мира, в презрении к чужой и даже собственной жизни. Они равнодушны к своему прошлому, а главное – к настоящему и будущему.

Здесь, как говорит Бубнов, “все слиняло, один голый человек остался” (I).
Но социальное содержание не исчерпывает пьесы, в ней есть весьма значимое философское содержание, которое закономерно вытекает из социального. Горький показывает, что даже на “дне” люди сохраняют способность мыслить. Ночлежники задаются “последними” философскими вопросами о человеке – правде – свободе. В пьесе практически каждый герой говорит о правде.

Квашня упрекает Клеща за то, что он “заездил жену до полусмерти” (I). Клещ отвечает грубыми ругательствами, а торговка пельменями невозмутимо констатирует: “А – а! Не терпишь правды!” (там же). Василиса считает Луку не прохожим, а проходимцем: “Это ближе к правде-то” (там же).

Пепел угрожает, что донесет на Костылева, который скупает краденые вещи, и доносу поверят, “потому – правда!” (II). Все эти рассуждения о правде не выходят за рамки бытовых (“кухонных”) разговоров. Но с приходом Луки жизнь в ночлежке “забродила”, по словам Сатина. От отрывочных реплик о правде, высказываемых как бы походя, ночлежники переходят к целым философским концепциям о правде и человеке.

События – привычное драматургическое действие (например, любовная история Васьки Пепла) – отходят на второй план, а на первом оказываются столкновения философских концепций, которые создают главный конфликт драмы “На дне”.
Горький предлагает по меньшей мере четыре точки зрения на правду в человеческой жизни. Это точка зрения Костылева, который выступает вообще против правды, так как она только будоражит простой народ и угрожает спокойствию “порядочных людей”. Бубнов считает, что нужна правда без прикрас и мечтаний, она должна просто фиксировать реальное положение дел в мире. Лука выступает против правды Бубнова: правда, утверждает старик, – это то, во что веришь.

Лука полагает, что лучше утешать людей, манить их мечтой, чем повторять безнадежные “бубновские” рассуждения о том, что все люди на земле лишние. Наконец, Сатин формулирует высокое понимание правды, которое помогает человеку жить, его правда призывает к творческому труду: “Человек – вот правда! (…) Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! …Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!” (IV).
Доказывая, что даже на “дне” общества человек остается человеком, Горький одновременно изображает слабость людей “дна”. Они не случайно оказались в ночлежке, ибо все они слабовольные, озлобленные, больные люди, которые, по словам драматурга, “страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни”. Иными словами, ночлежники сами безразличны к собственной судьбе, а винят в своих несчастьях всех, кроме себя.

Они называют Луку “шарлатаном” (IV): он поманил их красивой мечтой о лучшей жизни и сбежал сразу после убийства Костылева. Но дело не в Луке, а в духовной слабости самих ночлежников, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-нибудь для того, чтобы подняться со “дна”.
Подводя итог, следует признать, что свою пьесу о босяках автор озаглавил очень удачно, так как название получилось многозначным. Образы босяков, столь интересные для Горького, раскрыты в драме разносторонне и связаны с философскими размышлениями о человеке – свободе – правде. На “дне” люди живут в нечеловеческих условиях (ночлежка похожа на пещеру), но даже в этих условиях люди могут думать о высоком – о правде и свободе.

В таком изображении босяков проявился гуманизм автора.
В своих первых рассказах о босяках (“Челкаш”, “Коновалов”, “Бывшие люди”) Горький представил их людьми “необыкновенными”: они не жадны, не душат друг друга из-за вещей, не копят денег, то есть отличаются от “порядочных” мещан чувством внутренней свободы, особым великодушием. В пьесе этого романтического взгляда на босяков нет: драматург уже не облагораживает своих героев, а отмечает их беспомощность, анархизм, неспособность к действию и самовоспитанию. Горький признает теперь: босяки, несмотря на решительное отрицание законов несправедливого общества, ничего не могут изменить в окружающей жизни, поэтому он будет искать настоящих героев-борцов среди сознательных пролетариев и демократической интеллигенции.

Изображению таких героев писатель посвятит роман “Мать” (1907).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Каков смысл названия пьесы “На дне”?