Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву назвать “действующим лицом”. Булгаковская Москва – это не просто улицы и переулки, дома и магазины, это город, образ которого сливается с образами его жителей. Перед нами предстает советская столица, отражающая нравы, устои представителей 30-х годов 20-го века.
Патриаршие пруды, Садовая, Арбат, Малая Бронная, Спиридовка, Тверская, Герцена, Остоженка – вот улицы, где произойдут необыкновенные происшествия. Они то полны
Вот автор описывает город, живущий вечерней жизнью: в пыли пролетают, “бряцая цепями, грузовики”, на платформах которых лежат люди, все окна в домах открыты, в каждом из них горит огонь под абажуром. Но это не тот огонь и не тот абажур, которые воспевал М. А. Булгаков в романе “Белая гвардия”. Смеясь над москвичами, автор показывается их стремление жить по шаблону, любить, “как все”,
Вот почему в каждом окне горит не голубой, белый, зеленый свет в абажуре, а одинаково оранжевый. И “из всех дверей”, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается одна и та же музыка: “хриплый рев полонеза из оперы “Евгений Онегин””. Если бы только абажуры и любовь к “тяжелому басу”, поющему “о своей любви к Татьяне” были у горожан одинаковые! Но нет, они все как один уже приучены доносить письменно и “стучать” по телефону, “никогда не разговаривать с неизвестными”, проверять и перепроверять документы, испытывать страх и благоговение перед печатью на двери.
Что еще роднит жителей столицы, героев романа М. А. Булгакова, так это поголовное членство в профсоюзе, шпиономания, мечта о свободном входе в магазины для богатых и страх перед ночными арестами, последствием которых может стать высылка на Соловки.
С первых страниц романа мы понимаем, что этот город населен бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: “Этого не может быть”. Такие люди, как писатели ассоциации МАССОЛИТ, не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают: реальная правда – это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.
Булгаков высмеивает новые московские порядки. Впрочем, такие ли уж они новые? Действительно, ничего, казалось бы, не изменилось: люди ходят в театры, магазины, веселятся в ресторанах.
Вот только появились машины, трамваи, да осетрина в буфете театра подается “второй свежести”.
На сеансе черной магии, который устраивают в столичном Варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, импортными вещичками, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. Горожане сильно изменились, замечает мессир, – внешне… Но в остальном – они “люди как люди”.
Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы. Они утратили представление о добре, справедливости, а это гораздо страшнее.
Итак, образ Москвы, сатирически обличенный М. А. Булгаковым, помог писателю раскрыть сущность героев, населявших столицу, изобразить безнравственность, неверие, пошлость, горожан, их бездумное стремление жить, “как все”.