Какой предстает “русская долюшка женская” в изображении Н. А. Некрасова?
Ключи от счатья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны у Бога самого
Н. А. Некрасов
О судьбе русского народа, а точнее о “русской долюшке женской”, говорили многие русские классики. Еще в “Слове о полку Игореве” встречается читателю образ Ярославны – древнерусской женины, полной скорби и тоски по мужу ее, Игорю. Она обращается к силам природы с просьбой спасти не только ее мужа, но и всю его дружину, все войско.
Таким образом, уже в XII веке автор “Слова о полку Игореве” подмечает типичную черту
Позднее А. С. Пушкин создал образ Татьяны, которая была “русская душою”, что не раз отмечал сам автор. Выделяя ее цельную натуру, Пушкин говорит о всех женщинах, об их качествах, собранных в едином образе Татьяны: любящая, страстная, глубокая.
Однако никто не смог нарисовать такой яркий и цельный образ простой женщины-крестьянки, как Н. А. Некрасов. “Есть женщины в русских селениях…” – так начинает строфу поэт, показывая читателю прекрасных русских крестьянок “со взглядом цариц”. В поэме “Мороз красный нос” Некрасов уделяет пристальное
“И голод и холод выносит
Всегда терпелива, ровна…”
Некрасов с теплотой говорит о трудной жизни своих героинь, на чью долю приходятся и страдания, и печали. Однако жизненные испытания не могут сломить дух женин, лишь закалить его, делая представительниц женского пола немного мужественнее, но нисколько не убавляя их внешней и внутренней красоты.
Матрена Тимофеевна из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” – типичная русская женина. Радостной ее жизнь была только в детстве, потому что была “хорошая непьющая семья”. Однако даже в этой семье ей приходилось трудиться “по пятому годку”. “Тяжелая, полная невзгод жизнь крестьянки не сломила ее волю, не принизила характера русской женщины… – говорит о ней журналист и писатель А. Зерганинов, – В ее душе таятся сокровища доброты и благородства”.
Но не только о крестьянской девушке писал Некрасов. В драме “Дешевая прогулка” автор раскрывает нам горестную долю городской дамы, вынужденной продавать вещи из собственного дома, торгующейся за каждый гвоздик, как за самый ценный экспонат музея. Причина проста: вместе с проданными по дешевке вещами уходит “счастливое прошлое”.
Торгуя приданым, женина продает свои мечты, свою прошлую жизнь и остается в окружении нищеты и пошлости.
“Жгучее беспокойство” Некрасова передается и на старух-крестьянок. Судьбе одинокой матери солдата, погибшего от произвола во время муштры, посвящено стихотворение “Орина, мать солдатская”. Рассказывая о ее нелегкой жизни, автор не умаляет ее заслуг, но сопереживает ей, отнеся основную часть произведения самой Орине, а о причине гибели сына рассказывает лишь в самом конце, нарочно драматизируя это событие.
Таким образом, образ русской женщины в лирике Некрасова довольно ярок, животрепещущ. Не только о судьбе крестьянки, но и о городской девушке, и о старухе рассказывает нам автор. Наблюдения лирических героев настолько близки и понятны читателю, что “строчки стихотворений учатся сами собой” – рассказывали современники Некрасова.
Кроме того, даже поведав нам тяжкую жизнь каждой героини, автор подмечает, что это не заставило их опустить руки и безвольно сдаться. В русских женщинах есть внутренний духовный стержень, они сильны духом, а не телом.
“Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать”
И, как бы не велика была скорбь поэта, он твердо верит в ее будущее.