Какое значение имеет образ Фирса в пьесе “Вишневый сад”?

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
А. С. Пушкин
В работах литературоведов чаще всего представлено толкование “Вишневого сада” с исторической или социальной точек зрения. Тема пьесы определяется так: Чехов показывает прошлое, настоящее и будущее России. В соответствии с этими эпохами в пьесе есть владельцы усадьбы (они разоряются, демонстрируя при этом совершенную беспомощность), есть новый хозяин жизни (энергичный, предприимчивый

купец), есть представители молодого поколения (благородные мечтатели, устремленные в будущее).

Идея пьесы – в оценке автором современного состояния России. Очевидно, что Чехов понимает неизбежность конца поместного дворянства (Гаева и Раневской), грустно следит за деятельностью буржуазных дельцов (Лопахина), но с надеждой глядит в будущее России, которое связывает с новыми людьми (Петей Трофимовым и Аней), отличающимися и от прежних, и от настоящих владельцев вишневого сада. Эти молодые люди мечтают насадить новый сад на месте старого, погубленного Лопахиным ради барышей.

Так в последней комедии

Чехова проявляется исторический оптимизм, которого не было в его предыдущих пьесах (“Чайка”, “Иванов”, “Дядя Ваня”).
Такое определение темы и идеи “Вишневого сада” вполне возможно, но было бы неверно утверждать, что Чехов только смеется над уходящим с общественной сцены дворянством, осуждает современных “хозяев жизни” и сочувствует молодому поколению, которое торопит приход новой жизни. Кажется, что отношение драматурга к своим героям более сложное, чем однозначное осуждение или сочувствие.
Взять, к примеру, образ камердинера Фирса. Этот герой, конечно, относится к уходящей России, так как более пятидесяти лет служит верой и правдой хозяевам вишневого сада, помнит еще дедушку Гаева и Раневской. Не только по возрасту, но и по убеждениям он приверженец старых порядков, старого уклада жизни.

Замечательно, что герой, похожий на Фирса, уже изображался в русской литературе – это дворовый Ипат, лакей князя Утятина из поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” (гл. “Последыш”). Ипат после объявления “Манифеста” отказался от личной свободы и пожелал, как и прежде, служить своим господам-князьям. Фирс называет отмену крепостного права “несчастьем” и рассказывает, что в 1861 году “не согласился на волю, остался при господах” (II).

Ипат со слезами умиления вспоминает о повадках барина-крепостника: как молодой князь Утятин впрягал Ипата в свою тележку вместо лошади или купал его в зимней реке. И Фирс с умилением вспоминает самодурство покойного барина, который возомнил себя врачом и всех больных лечил сургучом. Старый слуга свято верит в это лекарство и считает, что именно благодаря сургучу живет так долго (III).

Однако холопство Ипата вызывает сатирическое осмеяние в некрасовской поэме, а поведение Фирса – спокойное авторское понимание в чеховской пьесе.
Рабская психология соединяется в старике с трогательной привязанностью к господам. Фирс искренне плачет при встрече с Раневской (I), которую не видел пять лет, старательно продолжает обслуживать пятидесятилетнего “ребенка” Гаева. Старик сокрушенно замечает ему: “Опять не те брючки надели.

И что мне с вами делать!” (I). Даже когда его забывают и он остается умирать в запертом на зиму доме, он волнуется за хозяина: “А Леонид Андреевич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… я-то не поглядел… Молодо-зелено!” (IV).
Прожив всю жизнь в имении, он печется о престиже дома и доброй славе хозяев. На нелепом балу, затеянном Раневской в день торгов, он из последних сил, но как положено обслуживает гостей. Когда Раневская отправляет его отдыхать, Фирс с усмешкой отвечает: “Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом” (III).

И он прав, так как Яша беспечно разгуливает по комнатам, а Дуняша танцует с гостями. Старый слуга даже оскорбляется за своих нынешних господ, которые не чета прежним: “Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут” (III).
Рядом с Фирсом в пьесе показан слуга новейшего времени – Яша, глупый и самодовольный парень. Он побывал в Париже и, вкусив прелестей европейской цивилизации, начал презирать свое отечество и стыдится своего крестьянского происхождения. Яша обращается с просьбой к Раневской, чтобы она опять взяла его с собой в Париж, и жалуется: “Здесь мне оставаться положительно невозможно.

Что ж там говорить, вы сами мили ю, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно…” (III). Сам Яша – человек ничтожный и слуга разболтанный, что доказывает его поведение на балу. Он так и не отвез Фирса в больницу, потому что у непутевой барыни Раневской и лакей неисполнительный.

Зато в последнем действии, показывая свои “знания и умения”, он заявляет Лопахину, что шампанское не настоящее, и один выпивает всю бутылку. В начале и в конце пьесы Чехов показывает отношение Яши к матери, которая приходит повидать его в день приезда и отъезда. Напоминание о матери, ожидающей на кухне, вызывает у любителя парижской жизни только досаду.

Фирс в сравнении с этим лакеем выглядит добросовестным, преданным слугой, мудрым человеком.
Чехов доверяет старику камердинеру несколько очень важных высказываний, которые проясняют авторский замысел пьесы. Во-первых, любовь к порядку во всем (в службе и в жизни) – вот что отличает Фирса. А на старости лет он видит вокруг бессмысленную суету и замечательно характеризует порядки и в барском доме, и в окружающей российской жизни: прежде все правильно было, “мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего” (II).

Это чувство непрочности, неразберихи испытывает не только старик, но и Лопахин, который только что исполнил свою мечту (купил на торгах вишневый сад) и гоже жалуется на свою нескладную, несчастливую жизнь.
Во вторых, Фирс всех героев пьесы и себя самого называет, в соответствии с авторским замыслом, “недотепами” (III), то есть глупцами, которые не понимают жизни. Примером непутевости всех персонажей является их отношение к вишневому саду. Фирс видит сад таким, каким он был в невозвратном прошлом; для Гаева разговор о саде – повод для пустого хвастовства; Лопахин, думая о спасении сада, вырубает его; Аня и Петя предпочитают мечтать о новых садах, а не спасать старый.
Подводя итог, следует сказать, что Фирс является неотъемлемой частью дворянской усадьбы, где происходит действие пьесы. Старый камердинер – тип верного слуги, который весьма разнообразно представлен в русской литературе: нянька Еремеевна из “Недоросля”, няня Филипьевна из “Евгения Онегина”, Савельич из “Капитанской дочки”, Захар из “Обломова” и т. д. Фирс – слуга Гаева и одновременно выразитель авторской идеи. Этот герой – человек старой России, в которой было крепостное право, но была и высокая духовная культура.

Поэтому и образ верного слуги получился многогранным.
Чехов был против огульного отрицания старой жизни, а тем более ее насильственного разрушения, она в нужное время сама уступит место новым порядкам. Эту авторскую мысль доказывает последняя, пронзительная сцена пьесы: забытый всеми, беспомощный старик умирает в запертом доме. При этом Фирс не упрекает своих беспечных господ, так как искренне любит их.

Его смерть совпадает с гибелью вишневого сада и символизирует конец “дворянского гнезда”, конец целой эпохи, хранителем которой был старый слуга.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какое значение имеет образ Фирса в пьесе “Вишневый сад”?