Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?

Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?

Печорина мы можем сопоставить с Евгением Онегиным из одноименного романа А.С. Пушкина, с Базаровым из романа И .С. Тургенева “Отцы и дети”.

Каждый из них является центральной фигурой в системе персонажей произведения. Это единый литературный тип – тип “лишнего человека”, расходящегося с современным ему обществом. Герои сходны своими личностными качествами – внутренней противоречивостью, глубиной натуры, склонно­стью к рефлексии.

Все эти персонажи

мучительно ищут смысл собственной жизни.

В сюжетах всех трех произведений звучит мотив дуэли, в которой участвует главный герой (дуэль Печорина и Груш­ницкого, Онегина и Ленского, Базарова и Павла Петровича). Однако в романе Тургенева мы видим некоторое комическое снижение этого мотива: оба дуэлянта остаются живы, сам Базаров относится к этому происшествию с определенным сарказмом, назвав его “рыцарским турниром”.

Также во всех трех произведениях звучит мотив дружбы- вражды, связанный с центральным персонажем (Онегин- Ленский, Печорин-Грушницкий, Базаров-Аркадий Кирса­нов). У Лермонтова

и Тургенева мы видим определенное сход­ство в развитии сюжетной линии: Печорин умирает по дороге из Персии, Базаров умирает, заразившись тифом во время операции. Оба эти образа в известной степени трагедийны.

Одновременно мы можем говорить о сходной авторской позиции: каждый из героев интересен своему автору и в чем- то близок ему. “Я подружился с ним в то время, Мне нрави­лись его черты”, – пишет Пушкин об Онегине. Печорин как романтический персонаж во многом воплощает внутренний мир самого Лермонтова. И наконец, Тургенев вел дневник от лица Базарова, а когда писал в романе сцену смерти героя, то рыдал навзрыд.

При создании этих образов писатели используют опреде­ленные художественные средства: портреты, диалоги, пейза­жи. Мы помним портрет-очерк Онегина, включающий опи­сание его костюма, привычек, манер. Характерен портрет Печорина, данный читателю сначала через восприятие Мак­сима Максимовича, затем через восприятие рассказчика.

Наконец, портрет Базарова, в котором автор подчеркивает ха­рактерные детали – “широкий лоб”, “зеленоватые глаза”, вы­ражающие “самоуверенность и ум”, “обнаженную красную руку”. Кроме того, стоит отметить, что М.Ю. Лермонтов, рас­крывая внутренний мир своего героя, включает в повествова­ние дневник Печорина, применяет прием “рассказ в рассказе”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?