Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
Пьеса Горького “На дне”, служащая обвинительным актом капиталистическому обществу, жестокие порядки которого выбрасывают людей на дно жизни, где они, лишенные чести и достоинства, обречены влачить поистине жалкое существование, не могла не поразить зрителей и читателей глубиной своего идейного содержания, ярким освещением острых социальный вопросов. Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Автор пробуждает читателей поразмыслить над тем, что же полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь?
Нужно ли лгать во имя сострадания,
Он считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и поэтому нуждающимися в соболезновании и утешении. Принцип, которому следует этот добрый ненавязчивый странник – “ложь во спасение”. Милый старик – всего лишь сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые так жадно схватились отчаявшиеся несчастные “босяки”. Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту,
Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке Сибирь, где тот сможет начать совершенно новую, честную жизнь; Актера уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; умирающую Анну теплит надеждой, что за свои нестерпимые муки та после смерти обретет покой и вечное блаженство на небесах. Однако его утешения никому не помогли, так как Лука своими сладкими пилюлями лжи не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм основан на неверии в возможности человека. В глубине души он уверен, что реальное положение изменить уже нельзя, поэтому, и подходит ко всем со своей утешительной ложью.
Впрочем, Джо ухода пожилого странника у большинства ночлежников крепнет вера в возможность начать новую жизнь. Ему, безусловно, вдохнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их души своим бесконечным сочувствием, которого так не хватало брошенным на дно жизни людям. Однако его проповеди еще больше воспитывали в “босяках” слабость и не способность бороться. “Ты – надейся!
Ты – верь!” – внушал он. Но человек же не может постоянно жить иллюзиями. Столкновение с горькой правдой, в конце концов, неизбежно. Яркий пример тому – судьба Актера, не нашедшего силы действовать, разбившегося о суровую реальность, упав с высоты своей мечты, проснувшись он навеянного странником “сна”.
Философия странствующего проповедника, проверяясь на героях пьесы, все-таки терпит поражение, ибо ложь, даже “во спасение” – прежде всего проявление неуважения к человеку, и, кроме временного утешения, она не способна ничего принести тому, кто верит в это заблуждение. Согласно мнению автора, звучащему из уст вечного противника Луки – Сатина, любой человек, кем бы он ни был и как бы низко не опустился в этой жизни, безусловно, заслуживает уважения, ибо он, прежде всего, – человек. Однако одной теории бывшего телеграфиста, увы, недостаточно. Сатин оказывается не способным ничего изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”.
И дело здесь скорее не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом заключается жизненно важная правда пьесы.