Какие строки из включенных в раздел стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к “Мотивам былого в лирике поэтов XX века”?
К этому разделу часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…”.
Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда можно расширить выбор, добавляя стихотворения.
Каков масштаб осмысления прошлого поэтами серебряного
Русские поэты начала XX века – поэты серебряного века – часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.
Какое из стихотворений, включенных в раздел, произвело на вас наиболее сильное впечатление? Выучите наизусть это стихотворение и напишите письменный отзыв о нем.
Обычно выбирают стихотворения героического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой “Генералам двенадцатого
Создавая письменный отзыв о нем, обычно отмечают яркость воспроизведения героев прошлого.
Письменный отзыв об этом стихотворении обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голоса, они “цари на каждом бранном поле и на балу”.
Они – не просто генералы, а “генералы своей судьбы”, юноши, способные подчинить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело!
Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотворение.
- Вопросы и ответы к теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века” Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье […]...
- Темы сочинений по лирике серебряного века < p>1. “Поэзия как волшебство”: звук и смысл в лирике начала XX века (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору). 2. “Высокое ремесло”: обновление поэтической формы в лирике серебряного века (на материале творчества одного из поэтов). 3. Поэзия мысли и поэзия души в творчестве мастеров серебряного века (на материале по выбору учащихся). 4. […]...
- Образ женщины в лирике поэтов второй половины XX века Во второй половине XX века о женщине и о любви писало множество поэтов-лириков. Прекрасные стихи на эту тему есть у Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского и у многих других. Особенно выделяется в этом ряду любовная лирика Пастернака, отличающаяся изысканным и строгим психологизмом, утонченностью чувств, сдержаннонервными интонациями. Хрестоматийным, в частности, стало его стихотворение […]...
- Строки из стихотворений Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю \ На растерзание врагам” – первые строки одноименного стихотворения, написанного в 1922 году. Оно вошло в сборник “Anno domini”. Чтобы понять эти строки, надо в первую очередь выяснить, кого имела в виду Ахматова под словом “враги” и кого имела в виду под “бросившими землю”. В советское время это […]...
- Строки стихотворений Цветаевой Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Это заключительные строки стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…”. В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет (“драгоценные вина”). Строки означают, что, несмотря на модные веяния и катаклизмы эпохи, на неуспех у читателей первых сборников, Цветаева уверена в ценности своих произведений. Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! […]...
- “Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение” (Д. Давыдов) (по лирике поэтов Серебряного века русской поэзии) О свобода, очарование моей жизни, без Тебя работа – это пытка, а жизнь – Долгое умирание. П. Прудон Серебряный век – время великих талантов, великих поэтов. Их стихотворения говорят сами за себя, они раскрывают их внутренний мир, чувства, переживания, мысли. Огромное влияние на Серебряный век оказал Золотой век. Среди замечательных поэтов этой эпохи начала XX […]...
- Строки стихотворений Пастернака “Быть знаменитым некрасиво. \ Не это подымает ввысь” – начало одноименного стихотворения. “Подымает ввысь” – значит делает человека духовно красивым. Соответственно, знаменитость не тождественна духовной красоте. Следующая строфа этого стихотворения начинается словами: “Цель творчества – самоотдача, \ А не шумиха, не успех”. Здесь Пастернак предельно прям и ясен в выражении свой позиции. Слова не требуют […]...
- Строки стихотворений Твадрдовского “Дышат грудью запотелой \ Желтогривые овсы” – тут имеется в виду рабочая, “трудовая” усталость земли, породившей овес. Автор отождествляет землю с живым существом, которое устает в конце работы. Созревший овес желтеет, его много, и он густой, похож на гриву коня. “Под овсяный говор нивы жарким потом обольюсь” – на ниве растет овес, он шумит под […]...
- Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) В истории русского искусства есть два особо ценных периода, давших миру множество художественных шедевров, открытий во всех областях интеллектуальной и культурной жизни. Первая из этих эпох носит название Золотого века и датируется началом 19 века, вторая эпоха называется веком Серебряным (конец 19 – начало 20 века). Предреволюционные годы в России знаменуются предчувствием приближающихся глобальных перемен, […]...
- Поиски и находки поэтов Серебряного века Серебряный век – это целое созвездие замечательных поэтов. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других. Расцветом считают 1915 год – это время его наивысшего подъема и конца. В начале […]...
- Цветопись в творчестве русских поэтов серебряного века Душа писателя поневоле заждалась среди Абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором Ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя – Уменье смотреть? Действие света И цвета освободительно. Александр Блок “Краски и слова” 1905г. Поэзия серебряного века – это уникальный мир, где рождалось множество удивительных произведений. Каждое из них […]...
- Сочинение на тему: “Поиски и находки поэтов Серебряного века” В истории русской культуры можно выделить два особенно важных периода, которые дали мировому искусству огромное количество открытий и самых настоящих шедевров в разнообразных областях культурной и интеллектуальной жизни. Первый период носит название Золотого века и относится к началу XIX столетия, а вторая эпоха – Серебряный век, который датируется рубежом между XIX и XX веком. Наша […]...
- Какие философские произведения русских поэтов созвучны стихотворению С. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” ? “Не жалею, не зову, не плачу…” С. А. Есенина не единственное стихотворение в русской литературе, которое можно отнести к философской лирике. Подобную проблематику поднимает и А. С. Пушкин в своем стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”. В нем великий поэт Золотого века также задумывается о жизни и смерти, быстротечности времени, неизбежности конца. Он, как […]...
- Каковы особенности звучания любовной темы в поэзии Серебряного века? (На примере лирики одного из поэтов.) (ЕГЭ по русскому) Чувство любви рассматривается Мариной Цветаевой, как самое светлое и прекрасное чувство. Это центральная тема в поэтическом наследии поэтессы. Романтическому чувству посвятили свое творчество Александр Блок, Сергей Есенин наряду с иными талантливыми поэтами Серебряного века. Возвышенной и тонко ощущающей душе творца слова свойственно переживать постоянное ощущение любви и страдания. Поэтический дар, что был ниспослан ему свыше, […]...
- Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века Николай Гумилев (1886 – 1921) прожил короткую жизнь – всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе “серебряного века”. Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрел широкую известность. Греческое слово “акме” в переводе означало “цвести” […]...
- Мотивы и образы лирики одного из поэтов серебряного века (О. Э. Мандельштам) Усложненность ранней поэзии Мандельштама вызвала странные сочетания ломающейся психологии молодого человека и точной, честной, глубокой оценки этой “ломкости”. Поэт сумел избежать столь характерных для юности крайностей – либо самоочернения и самоиздевательств, либо самовозвеличивания и идеализации. У Мандельштама в первых же его стихотворениях лирический герой поразительно объективно рассуждает о своей готовности к этим крайностям, и тем […]...
- “Цех поэтов” “серебряного века” Отталкиваясь от символизма, поэтику нового течения Гумилев определял крайне туманно. Эпоху русской жизни трагически переживал Блок. В свое время А. Блок назвал “Цех поэтов” “Гумилевски-Городецким обществом”. Действительно, Гумилев и Городецкий были теоретиками и основателями акмеизма. Наверное, самым ярким представителем школы акмеизма является Анна Ахматовой (А. А. Горенко, 1889-1966). “Только Ахматова пошла как поэт путями открытого […]...
- Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века Позвольте я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса. Игорь Кохановский Начать урок нужно эмоционально, например, с прослушивания одного из романсов. Затем можно задать Вопросы : – Что за произведение вы только что слушали? – Что такое романс? Какие определения этого жанра даются в разных словарях (толковом, литературоведческом, энциклопедическом, музыкальном и др.)? – Какие […]...
- Осень в лирике русских поэтов Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, “дышали с природою одной жизнью”, как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней […]...
- Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) На рубеже 19-20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком. Новый всплеск поэтической жизни России был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы. Появились разнообразные модернистские течения. Они были очень разнообразны по форме и содержанию. Из всего богатства литературы тех лет можно выделить три крупнейших течения: символизм, акмеизм и футуризм. […]...
- Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.) Эпиграф к роману: “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – как следствие чувства превосходства: быть может, мнимого. Из частного письма”. Это – пушкинская характеристика Онегина, но не персонажа романа, а Онегина – автора своих мемуаров. Еще до начала […]...
- Мое открытие поэтов “серебряного века” Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветием, многоголосием, “Будем как солнце!”- восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. Романтик и максималист, натура в высшей степени впечатлительная, артистичная и в то же время ранимая, он предъявляет необыкновенно высокие требования к бытию людей, В центр мира он ставит Солнце – источник […]...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Поэты – особые люди, наиболее тонко чувствующие красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения. Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы. Образы природы – неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы. […]...
- Своеобразие творчества поэтов “серебряного века” А по набережной легендарной Приближался не календарный Настоящий Двадцатый век. Анна Ахматова План I. “Серебряный век” – время ярких и гениальных поэтов. II. Своеобразие поэзии Н. Гумилева. 1. Оригинальность стихов Гумилева. 2. От романтизма к акмеизму. 3. Гумилев – мастер поэтической формы. III. Николай Гумилев – один из последних рыцарей и романтиков XX века. “Когда […]...
- Сочинение на тему: Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века Поэт Николай Степанович Гумилев. “Угрюмый и упрямый зодчий”. Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, все его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно говорить “русский” о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу […]...
- Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Для ответа на вопрос обратитесь к поэтическому творчеству А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака. В качестве примеров масштабного изображения эпохи приведите […]...
- Художественные особенности поэзии поэтов-символистов XX века Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX – в начале XX века. Основы эстетики символизма положили начало французские поэты конца 70-х годов прошлого века П. Верлен, А. Рембо и другие. Поэтический символ считается более действенным художественным средством, чем образ. Символ – это определенный знак, который указывает на связь реального мира и […]...
- Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века В ранней лирике (1908-4916) О. Э. Мандельштама основная тема – ощущение одиночества незрелой психики в период взросления. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют… Жизнь сравнивается с “омутом”, “злым и вязким”. Преобладает настроение смутной тоски, “невыразимой печали”. Но главным мотивом становится поиск цельности, жизненности, желание постигнуть “всего живого ненарушаемую связь”. “Сладкое лекарство” […]...
- Борис Пастернак один из самых выдающихся поэтов XX века Для русской культуры он особо ценен тем, что это как бы мост между великими традициями XIX века и нашими днями. Борис Пастернак родился в Москве 29 января (10 февраля) 1890 года. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, иллюстрировал первую публикацию романа Л. Н. Толстого “Воскресение” в […]...
- Тема родины в творчестве поэтов 19 века Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия. Порой случайное, второстепенное, словно […]...
- Творчество одного из поэтов Серебряного века Основные эстетические принципы. Поэт, критик, переводчик, драматург. В 1911 г. создана литературная группа “Цех поэтов”. В статье “Наследие символизма и акмеизм” (1913) Н. С. Гумилев представляет манифест нового направления: “В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Подбор этих имен не произволен. Каждое из них – краеугольный камень […]...
- Особенности творчества одного из современных поэтов второй половины 20 века Николай Рубцов является представителем “тихой лирики”, для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях. Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее – к русской старине. […]...
- Какие темы и образы современной поэзии Вам наиболее близки? (По творчеству одного-двух поэтов.) (ЕГЭ по русскому) Владимир Высоцкий за короткую яркую жизнь успел завоевать сердца миллионов соотечественников. Хриплый голос “поющего” поэта под неизменную гитару хорошо помнят пожилые люди, его творчество вызывает интерес и у молодежи. Песни Высоцкого – не только литературный, но и фольклорный материал. Их язык обладает удивительной особенностью – он понятен каждому. И дело здесь не в скудости или […]...
- Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, еще раз показали красоту классического русского стиха. Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня […]...
- Тема революции в творчестве поэтов начала XX века 1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока “Двенадцать”. 3. Поэтохроника Маяковского “Революция”. События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления о жизни. Несомненно, что революция 1917 года явилась поворотным этапом в судьбе страны, поэтому вполне естественно, что представители творческой интеллигенции были вынуждены определить свое отношение […]...
- В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В своем ответе на вопрос, поставленный в задании, назовите не менее двух произведений ХІХ-го века, где происходит дуэль между героями-антагонистами (например, “Выстрел” и “Евгений Онегин” Л. С. Пушкина, “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова, “Отцы и дети” И. С. Тургенева, […]...
- Кто из русских поэтов 19 века обращался к теме “невыразимого”? Ф. И. Тютчев не единственный русский поэт девятнадцатого века, который задумывался о невозможности передать словами многие удивительные вещи, происходящие внутри или вокруг нас. В. А. Жуковский в стихотворении “Невыразимое” писал, что “наш язык земной” не способен передать красоту природы, ни одна “кисть” не может изобразить то, “что видимо очам”. Пересоздавая “создание в словах”, человек омертвляет […]...
- Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века (Н. Гумилев) Период русской литературы, который принято называть Серебряным веком, подарил нам большое количество интереснейших поэтов. Именно в это время в искусстве ярко проявился поиск нового содержания, новых приемов, новой формы всех видов творчества. Естественно, литература не стала исключением. Для этого периода свойственен отказ от традиций и крайнее новаторство, искусство стремилось как можно полнее и достовернее отразить […]...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе – это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким. Для этого учитель должен организовать на […]...
- Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский) Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это – реальные вехи путей России, узловые моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты. Все три художника слова по-своему относились к России […]...