Какие сказочные мотивы использованы в повести “Ночь перед Рождеством”?

…поэт вошел в царство народности как ее полный властелин, но, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество…
В. Г. Белинский
Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.
Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир);

в”Ночи…” находим договор доброго христианина – кузнеца Вакулы с чертом – врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достает молодильные яблоки); в “Ночи…” Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т. д.); в “Ночи…” таким
помощником главного героя становится… черт.
Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью “Ночи…” является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику.

В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что черт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Черт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда черт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер.

Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.
Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от ее кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнет руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной.

В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и “иронического дурака” (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).
Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки – показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в “Ночи…” Вакула – наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и черт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьезно навредить Вакуле.

Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и ее отца. Черт, стараясь помешать Вакуле, все время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.
Юмор в “Ночи…”, кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя черт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить “перегонной на шафран водки”. Еще пример.

Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нем могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и еще один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьезно, что усиливает комизм ситуации.
В повести Гоголь повторяет распространенные сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха (“Финист-Ясный Сокол”) или невесты (“Царевна-лягушка”), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далекий Петербург.

Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души черту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург.

Тройное повторение эпизодов – характерная особенность фольклорных сказок – присутствует в “Ночи…”, правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трех своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), черт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трем мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в “Ночи…” Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье – золотые черевички из собственного гардероба.

Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя “Ночь перед Рождеством” имеет множество черт, роднящих ее с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако “Ночь…” представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приемами.
Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.
Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряженность рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел черт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз.

Когда Солоха уже рассадила трех своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний – казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда “Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него все то, что он хотел ей объявить”.
В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему черт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т. д.).
При всех отличиях “Ночи…” от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в ее существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, веселость, его взгляд на мир.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какие сказочные мотивы использованы в повести “Ночь перед Рождеством”?