Какие нравственные вопросы решает автор Слова о полку Игореве
Какие нравственные вопросы решает автор “Слова о полку Игореве”?
Прежде всего стоит раскрыть роль автора “Слова”, по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своем творчестве воспевать лишь славу князей.
Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге – с интересами Руси.
Главный герой князь Игорь предпринимает поход на половцев
Поход был не продуман и с точки зрения стратегии неудачен. Игорь “не сдержал юности”, не укротил вовремя свой боевой пыл.
Поход Игоря не был удачным: враги одержали победу над его войском в кровопролитном сражении.
С пленением князя Игоря половцам, “поганым”, был открыт путь на Русскую землю, для которой дорого обошлись амбиции и честолюбие организаторов похода.
В произведении красной нитью проходит мысль о пагубных последствиях княжеской
Еще одна нравственная проблема звучит в “Слове”: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию – это русские люди, прекрасная природа.
И последнее – плач Ярославны. Нежная и прекрасная жена князя в своем плаче обращается к силам природы: Днепру, ветру, солнцу – с просьбой защитить ее мужа от вражеских стрел, от палящих лучей солнца, взлелеять его суда на синих быстрых водах. Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве.
Какие можно сделать выводы в заключение? Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных проблемах в “Слове о полку Игореве”?
Человеческая природа на протяжении веков (если рассматривать историю цивилизации в известных временных пределах) мало изменилась или не изменилась совсем. Желание славы владело во все времена людьми с сильной волей и честолюбивыми замыслами. Читатель видит это на примере князя Игоря, курского князя Всеволода и их сподвижников.
Побудительная причина похода на Половецкую землю, казалось бы, достойна похвалы: они стремятся вернуть, отобрав у кочевников, земли близ Керченского пролива, принадлежавшие когда-то Черниговскому княжеству.
Нужно ли это русским людям, служит ли это идее укрепления и возвеличения Руси? Да, безусловно. Но при этом автор не может не взглянуть на этот шаг русских князей без осуждения. Князем Игорем руководят не только благородные помыслы.
Несмотря на то что у князя уже взрослый сын, он “не сдержал юности”, пренебрег печальным предзнаменованием и пошел в поход, по сути, в неизвестность. Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед других, более удачливых князей.
Еще одна нравственная проблема представлена в “Слове”. Для подлинного художника объективность, верность исторической правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант “дивный” и чьи струны “сами князьям славу рокотали”.
Однако для автора “Слова” важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.
О чем еще автор хочет поведать читателю? О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделенного непререкаемым авторитетом человека.
“Золотое слово” киевского князя Святослава содержит не только упреки русским князьям в их разъединенности, но и осуждает тех, кто поддается стихийному чувству (“Вы ж решили бить наудалую”, “Мало толку в силе молодецкой”), вопреки воле и разуму.
Прекрасный пример нравственного подвига заключен в обращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сберечь ее мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и любимых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.
Таков круг нравственных проблем, очерченных автором в “Слове о полку Игореве”.