Какие натуралистические элементы есть в прозе Мопассана и Эмиля Золя?
Величайшим писателем натурализма и его ведущим теоретиком справедливо считается Эмиль Золя (1840-1902). Главное его произведение – двадцатитомный цикл романов “Ругон-Маккари” с выразительным подзаголовком “Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи”, который формулирует генеральную концепцию замысла. Особое место в тогдашней французской литературе занимает Ги де Мопассан (1850-1893) – один из известнейших писателей последней трети XIX ст.
Собственно, почти весь его творческий задел был создан на протяжении
Эстетичное мировоззрение и принципы поэтики произведений Мопассана вписываются в контекст натурализма. Так, писатель определял человека как существо, которое подчиняется прежде всего биологическим законам. Социальная сфера жизни, на его убеждение, является чем-то побочным и даже не идентичным человеческой природе.
Мопассан признавал, что в человеке заложено два начала – духовное и биологическое,
Отсюда, собственно, основная тема романов и многочисленных новелл Мопассана, в которых речь идет о силе “естественного нутра”, власти грубых и эгоистических инстинктов и их носителей, которые уверенно и комфортно чувствуют в жизни. Завершенным олицетворением людей такого типа есть Жорж Дюруа главный герой романа “Дорогой друг” – прохиндей и грубый самец, который, бесстыдно используя женщин, часто и грабя их, уверенно продвигается к богатству и вершинам власти. В то время люди духовного сана оказываются у Мопассана страдальцами.
Отсюда и горечь и грусть, которыми определяется тональность многих его произведений, в частности романов “Жизнь”, ” Монт-Ориоль”, многочисленных новелл, иногда целых сборников, а именно “Мисс Гарриет”, “Иветта”, “Маленькая Рок” и других.
Мопассан считал, что писатель прежде всего должен “воссоздавать и объяснять природу средствами искусства”, прежде всего человеческую природу. При этом он подчеркивал, что людей “нужно изображать такими, которыми они есть” и “интересоваться прежде всего побудительной причиной каждого поступка… и особенно понуждениями, присущий всем людям, их инстинктивными импульсами”.
Относительно этого, по мнению Мопассана, люди всех классов и прослоек одинаковы, представители высших классов отличаются лишь тем, что “настоящие причины своих поступков они умеют маскировать условностями, фальшивостью, лицемерием и обманом”. Внимание художника было сконцентрировано на том, что свойственно человеческой природе в целом, но оказывается в разных формах, присущих определенным общественным слоям и индивидуумам. В этом и заключалась и “беспощадная, страшная и святая правда”, говорить о которой людям Мопассан считал первейшей обязанностью писателя.